ВЫВОЗКА ДРЕВЕСИНЫ
перемещение деревьев, древесных хлыстов или сортиментов с лесосеки или верхнего склада до пункта переработки или мест хранения с помощью транспортных средств по лесовозным дорогам и дорогам общего пользования. В лесном хозяйстве широко применяются как грузовые автомобили общего назначения повышенной проходимости - ЗИЛ-131, Урал-375, Урал-377, КамАЗ-4310, оборудованные кониками и прицепами-роспусками, так и специальные лесовозные автомобили - МАЗ-509, МАЗ-642225, МАЗ-5334, Урал-43204. Специальные лесовозные автомобили оборудуются складывающимся дышлом и механизмом для погрузки роспуска на шасси автомобиля при холостом переезде.
В крупных лесозаготовительных предприятиях при хлыстовой заготовке погрузку древесины на верхнем складе осуществляют челюстным лесопогрузчиком на базе тракторов ТТ-4 или ТЛТ-100, который за один цикл захватывает пачку объемом 3-4 м3 и, перекидывая ее через себя, загружает в автомобиль.
При разработке мелких лесосек используются преимущественно лесовозные автомобили и автопоезда, оборудованные гидроманипуляторами для погрузки и разгрузки древесины. Оператор-водитель поштучно укладывает хлысты или сортименты из штабеля на автомобиль, одновременно проводя их сортировку. Кроме того, используется автопоезд ЛТ-25, который состоит из базового автомобиля ЗИЛ-131 и прицепа-роспуска, оборудованного 2-барабанной лебедкой и трособлочной системой. Стойки коников откидные. Они составляют наклонную поверхность, по которой производится натаскивание хлыстов на автопоезд. Продолжительность погрузки - 20 мин, разгрузки - 8 мин.
Для В. древесины строят сеть лесовозных дорог. От магистральной лесовозной дороги отходят лесовозные усы, которые подходят к каждой делянке и погрузочной площадке. Вдоль лесовозного уса на расстоянии 70-80 м друг от друга делают карманы, в которые укладывают подтрелеванные хлысты комлями в сторону грузового движения на расстоянии 8-10 м от оси дороги.
Выбор способа погрузки в лесотранспортные средства зависит от принятой технологии лесосечных работ.
Вывозка сортиментов к дорогам общего пользования на расстояние до 10 км часто осуществляется погрузочно-транспортной машиной - сортиментовозом, что позволяет сократить затраты на строительство лесовозных дорог и усов. Грузоподъемность сортиментовозов - 8-10 т. Благодаря более низкому давлению на грунт по сравнению с автомобилем, сортиментовозы не повреждают почву и достигают высокой производительности.
Вывозка сортиментов по дорогам общего пользования на большие расстояния осуществляется автомобилями-сортиментовозами в составе автомобиля и одного или двух прицепов. Грузоподъемность таких автопоездов -25-40 т.
Для перевозки гцепы используют автопоезда, состоящие из седельного тягача и полуприцепа с коробчатым кузовом (щеповоза), для перевозки короткомерных сортиментов и дров - автопоезда в составе бортового автомобиля и одного или двух автоприцепов с наро-щенными бортами.
Правилами дорожного движения по автомобильным дорогам общего пользования на транспортные средства накладываются габаритные ограничения. Высота транспортных средств не должна превышать 4 м, ширина - 2,5 м. Ограничивается длина автотранспортных средств: одиночный автомобиль - не более 12 м, автопоезд с полуприцепом или с одним прицепом - не более 20 м, с двумя и более прицепами - не более 24 м. Свес груза от крайней задней точки транспортного средства (он входит в указанную общую длину автопоезда) не должен превышать 2 м.
Узкоколейный железнодорожный транспорт для вывозки древесины используется крупными лесозаготовительными предприятиями, однако его доля в общем объеме вывозки незначительна.