ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО
система мероприятий, направленных на воспроизводство и выращивание лесов, охрану их от пожаров, вредителей и болезней, регулирование лесопользования, контроль за использованием лесных ресурсов, обследование и учет лесов.
Во исполнение указов Петра I в отношении лесов была создана соответствующая организационная структура, существовавшая до 1782 г. практически без изменений. Именно в это время государство определило свою ответственность за сохранение лесов и регулирование их использования и воспроизводства, а также ввело платный отпуск леса на корню (указ Екатерины II в 1769 г.).
В 1798 г. Указом императора Павла I создается Лесной департамент в составе Адмиралтейств-Коллегий. В 1803 г. все государственные (казенные) леса передаются из подчинения Адмиралтейств-Коллегии в ведение Министерства финансов. В распоряжении Адмиралтейств-Коллегии были оставлены только корабельные леса, переданые в 1817 г. в распоряжение военно-морского ведомства. В 1843 г., в результате реорганизации государственных органов власти, Лесной департамент был включен в систему Министерства государственных имуществ. Сложилась следующая структура управления лесным хозяйством. России. Лесной департамент при Министерстве государственных имуществ опирался в своей деятельности на 50 территориальных органов: 14 управлений государственных имуществ и 36 управлений земледелия и государственных имуществ. Каждое управление определяло ведение лесного хозяйства в 1-2 губерниях России. Территория управления делилась на несколько лесничеств, объединенных в районы. За ведение лесного хозяйства на территории одного района, объединявшего несколько лесничеств, отвечал лесной ревизор. Лесничества были главным опорным звеном системы. По площади и функциям они в определенной степени соответствовали нынешним лесхозам. При этом лесничества были, вплоть до советского периода, лесными учреждениями, построенными по централизованному принципу управления. В их обязанности входило ведение лесного хозяйства в государственных (казенных) лесах, а также проведение государственной лесной политики в частных лесах через лесоохранительные комитеты. Центральный аппарат Лесного департамента имел шесть отделении, одно из которых (третье) занималось охраной леса, рассматривало самовольные рубки, причины лесных пожаров, злоупотребления лесной стражи, нарушения Лесного устава.
Сложившаяся к середине XIX в. территориальная структура владения лесами называлась «лесные дачи».
Лесные дачи (или просто дачи) - юридически оформленные и обмежеванные органами государственного межевания лесные территории, для которых составлялся план ведения лесного хозяйства, начиная с лесоустроительной инструкции 1845 г. Этот способ установления территориальных единиц ведения лесного хозяйства. навсегда, по-видимому, предопределил задачи лесное хозяйство х., включая систему устройства лесов и ведения хозяйства в них, а также отпуск леса и лесной торговли. Цели и задачи лесное хозяйство х. стали определяться лесоустройством не вообще, а в каждой конкретной даче, на строго определенной площади, границы которой не менялись длительное время. Лесоустроительные инструкции последовательно ставили перед лесным хозяйством. задачи приведения в известность площадей, запасов древесины и состояния лесов на территории устраиваемых дач посредством лесоустройства. Лесоустройство должно было определять точное количество леса, возможного к ежегодной рубке без оскудения дачи, с указанием конкретных мест на территории дачи, которые в конкретный год после лесоустройства могут быть вырублены. Таким образом, с помощью лесоустройства решались такие важные задачи ведения лесного хозяйства, как прекращение неправильных рубок и организация мер по охране лесов, контроль за лесопользованием, организация эффективных и «удобоисполняемых» действий для обеспечения возобновления вырубаемых лесных территорий. Для государственных лесов цель лесного хозяйства определялась как обеспечение государства необходимым количеством лесных материалов при сохранении лесов без их истощения. Начиная с Инструкции для оценки лесов 1872 г. в качестве цели лесоустройства было сформулировано установление планов правильного лесного хозяйства для получения постоянного дохода от лесов. Под постоянным доходом при правильном ведении лесного хозяйства понимались практически любые виды дохода, извлекаемого из лесов.
Лесоустроительными инструкциями 1883 и 1900 гг. для удельных лесов были определены задачи лесоустройства по установлению планов ведения лесного хозяйства, обеспечивающих извлечение постоянного наибольшего дохода при постепенном улучшении состояния лесов и роста их ценности. Принятым в 1888 г. «Положением о сбережении лесов» был определен режим лесопользования в защитных лесах, в т. ч. и сберегающих водоисточники. Владельцам лесов, признанных защитными, предлагалось составлять планы хозяйства в них с соблюдением правил, которые определяло Министерство государственных имуществ. Если эти правила нарушались, то владельцы лесов обязывались восстановить вырубки. Таким образом, частные лесовладельцы были обязаны следовать государственной политике в области лесного хозяйства. Для соблюдения требований «Положения о сбережении лесов» были созданы лесоохранительные комитеты. Система лесного хозяйства в конце XIX - начале XX вв. имела весомый лесной доход. Ведение лесного хозяйства в государственных (казенных) лесах позволяло не только покрывать затраты на лесоустройство и ведение хозяйства, но и существенно пополнять государственный бюджет.
Перемена социально-политического устройства России привела к реформам лесного хозяйства в 1918 г. На первом этапе советского периода истории России реформы были связаны с переходом от государственной экономически самодостаточной и лесоводственно эффективной системы лесного хозяйства к принципиально новому типу. Сначала, согласно циркуляру Временного правительства от 28 июля 1917 г., в каждом лесничестве были определены Советы по управлению лесами, председателями которых назначали лесничих. Затем письмом Совета Народных Комиссаров от 5 апреля 1918 г. была провозглашена государственная собственность на леса. Инструкция Управления лесами Наркомзема РСФСР от 1926 г. просто воспроизвела основные положения Инструкции 1914 г., добавив к ним новации, обусловленные поиском новой терминологии будущей плановой экономики без собственников, когда все многообразие экономических отношений выражалось одним термином - «народное хозяйство». В этой инструкции впервые для советского периода истории лесного хозяйства были сформулированы его цели и задачи, распространяемые на все леса России в границах ее территории: 1) обеспечение постоянства пользования лесами; 2) удовлетворение в древесине всех отраслей народного хозяйства и местного населения; 3) полное и неистощительное извлечение всех видов полезностей из леса; 4) улучшение состава и роста лесов в связи с поддержанием и поднятием производительности почв. Отражением ситуации в лесном хозяйстве того времени был утвержденный в 1928 г. Наркомторгом первый план лесоснабжения в виде сводного баланса и плана распределения лесных материалов. С этого времени ведет отсчет новый, чрезвычайно важный этап развития лесного хозяйства и лесной промышленности России. В 1930 г. лесничества преобразуют в леспромхозы, что сразу отрицательно повлияло на удовлетворение потребностей народного хозяйства в защитных и природообразующих ресурсах и привело в 1931 г. к разделению лесов на зоны лесопромышленного и лесокуль-турного назначения с передачей последней в ведение Наркомзема СССР. В 1936 г. были выделены леса водоохранной зоны. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 2 июля 1936 г. было организовано Главное Управление лесоохраны и лесонасаждений при СНК СССР и упразднено Управление лесного хозяйства Наркомзема СССР. Главному управлению при СНК СССР были подчинены главные управления при СНК союзных республик. Хозяйственной производственной единицей становятся лесхозы с делением на лесничества и без лесничеств. В 1931-1933 гг. правительство отказалось от принципов постоянства и равномерности пользования лесом, поскольку они не соответствовали плановому началу социалистического лесного хозяйства. Была отвергнута доходность как основной стимул организации лесного хозяйства, что привело к устранению понятий качественной и хозяйственной спелости леса. Понятие финансовой спелости, определяемой по земельной ренте, было отнесено к положениям вульгарной политической экономии (ложная стоимость). Спелости леса, имевшие в основе экономические принципы, почти все были отвергнуты. Стержневое в системе принципов постоянства и непрерывности пользования лесом понятие оборота рубки, было заменено понятием возраста рубки главного пользования.
Одна из самых важных реформ лесного хозяйства в XX в. была проведена во время Великой Отечественной войны, когда в 1943 г. правительство приняло решение о разделении лесов на три группы не по территориальному, а по функциональному признаку. Такое серьезное преобразование принципов ведения лесного хозяйства потребовало изменения организационных структур. В 1947 г. было образовано Министерство лесного хозяйства СССР на базе Главлесоохраны.
На местах основной формой предприятий стал лесхоз. В зоне защитного лесоразведения были созданы лесомелиоративные станции. Параллельно, для реализации планов создания государственных защитных лесных полос, облесения песков и т. п., начала складываться система управления искусственным лесоразведением в степных и лесостепных районах СССР. В том же году на базе Наркомлеса было создано Министерство лесной промышленности СССР, которому передали леса бассейнов рек Северная Двина, Печора, Кама, Вятка, Унжа и др. в европейской части России, где еще сохранялись обширные массивы спелых и перестойных лесов. Истощенные лесопромышленниками леса и обезлесенные территории передавались органам лесного хозяйства для восстановления.
В 1957 г. лесное хозяйство передается в состав совнархозов, где оно объединяется с лесной промышленностью. С 1959 по 1966 г., пока лесное хозяйство находилось в ведении совнархозов, отмечается ухудшение показателей лесного фонда (уменьшилась площадь лесопокрытых земель, увеличилась площадь малоценных древостоев, очень медленно осуществлялись мероприятия по созданию лесных культур). С 1961 г. лесное хозяйство в союзном масштабе координирует Госплан СССР вместе с Министерством сельского хозяйства СССР. Для улучшения руководства лесными отраслями в 1962 г. был создан Государственный комитет Совета Министров СССР по лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности и лесному хозяйству, который в 1963 г. перешел в ведение Госплана СССР. Однако эти организационные мероприятия не оказали положительного влияния на развитие лесного хозяйства и состояние лесов.
В связи с переходом к отраслевой структуре управления государственной экономикой в 1965 г. был создан союзно-республиканский Государственный комитет лесного хозяйства Совета Министров СССР. Сформировалась единая общегосударственная (союзная) система лесного хозяйства, что положительно сказалось на состоянии лесов. На 6-й сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 17 июня 1977 г. были приняты «Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик», а в 1978 г. - Лесной кодекс РСФСР.
В середине 1980-х годов обсуждался вопрос о повторном объединении лесного хозяйства и лесной промышленности, но этого не произошло. Однако в 1988 г. принимается решение о создании большого количества «комплексных лесных предприятий» с передачей им лесного фонда в многолесных районах в системе Минлеспрома СССР, что противоречило научно обоснованной системе организации лесопользования и возвращало ведение лесного хозяйства к временам совнархозов. В 1988 г. Гослесхоз СССР был преобразован в Госкомитет СССР по лесу (Госкомлес). Основной целью его создания было усиление государственного контроля за правильным использованием и воспроизводством лесных ресурсов и обеспечение научно-технического прогресса в лесном хозяйстве. Госкомлес СССР просуществовал до 1 февраля 1992 г. и был ликвидирован указом Президента России в связи с распадом СССР.
В 1992 г. часть системы лесного хозяйства, сохранившаяся в составе России, была передана в ведение Министерства лесного хозяйства РСФСР. Это министерство, в свою очередь ликвидированное в ходе реформ 1992 г., было переименовано в Комитет по лесу в составе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Комитет по лесу в составе Минприроды России просуществовал недолго. В силу разных причин, главная из которых - специфика лесного хозяйства, совмещающего в себе функции контроля со стороны собственника (государства) и функции хозяйственной деятельности на территории первичных единиц управления - лесхозов и лесничеств, Комитет по лесу был выделен из состава Минприроды России и преобразован в Федеральную службу лесного хозяйства России (Рослесхоз).
Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 была утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти. Федеральная служба лесного хозяйства этим указом была упразднена, а ее функции и полномочия переданы Министерству природных ресурсов Российской Федерации (МПР России). При МПР России была сформирована Государственная лесная служба, руководителем которой был назначен первый заместитель министра.
Очередное реформирование лесного хозяйства произошло в 2004 г. в рамках административной реформы и совершенствования структуры федеральных органов власти в соответствии с указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. Согласно этому Указу была определена жестко детерминированная трехзвенная структура федеральных органов государственной власти. Было установлено, что МПР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Кроме того, МПР России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства по недропользованию.
Ведение лесного хозяйства было возложено на Федеральное агентство лесного хозяйства - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в сфере лесного хозяйства. Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) находится в ведении МПР России и осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Основными функциями Рослесхоза являются: а) обеспечение рационального, непрерывного и неистощительного лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, объектов животного мира (за исключением отнесенных к объектам охоты), выполнения мер по лесному семеноводству, гидромелиоративных и иных работ по ведению лесного хозяйства, рационального использования земель лесного фонда, сохранения и усиления средообразующих, защитных, водоохранных, рекреационных и иных полезных природных свойств лесов; б) предоставление прав пользования участками лесного фонда; в) обеспечение проведения лесоустройства; г) оказание государственных услуг, связанных с предоставлением информации о состоянии участков лесного фонда, организацией выбора участков лесного фонда для разрешенных видов лесопользования;
д) осуществление государственного мониторинга лесов;
е) ведение государственного учета лесного фонда, отнесение в установленном порядке лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы, а также перевод лесов из одной группы лесов или из категории защитности лесов первой группы соответственно в др. группу или категорию; ж) ведение государственного лесного кадастра; з) рассмотрение ходатайств о переводе лесных земель в нелесные и переводе земель лесного фонда в земли иных категорий.
Рослесхоз осуществляет полномочия собственника в отношении необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти федерального имущества, в т. ч. переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным ему.
С 1 января 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 25 декабря 2004 г. № 199-ФЗ. Он внес ряд изменений и дополнений в Лесной кодекс РФ в части разграничения полномочий между органами государственной власти, в частности, между федеральными, региональными и муниципальными органами власти. В соответствии с ФЗ, субъектам РФ передаются 2 блока полномочий. Первый блок связан с передачей субъектам РФ прав владения, пользования, распоряжения определенной частью лесного фонда, а именно: лесами, ранее находившимися в ведении сельскохозяйственных организаций (т. н. сельские леса). Сельские леса представляют собой структурно и технологически обособленные массивы с самостоятельными материалами лесоустройства, планами ведения лесного хозяйства. Вторая группа полномочий касается тушения лесных пожаров на всей территории лесного фонда РФ. Все организационные полномочия по тушению лесных пожаров в части разработки и утверждения мобилизационных планов, привлечения населения и техники остается за органами исполнительной власти субъектов РФ. При этом на них возлагается только одна дополнительная обязанность - оплачивать за счет выделенных в качестве субвенций из федерального бюджета средств работы по тушению лесных пожаров.
Современное лесное хозяйство России опирается на территориальную сеть единиц управления лесами - лесхозы, деятельность которых координируют территориальные органы управления лесным хозяйством в субъектах РФ (региональные агентства лесного хозяйства).