ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
ПРИКАЗ от 26 марта 1999 г. N 72
О ПОДПРОГРАММЕ "ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ НА 1999 - 2000 ГГ."
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 20 декабря 1997 г. N 1613 "О программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998 - 1999 гг." в части реализации государственной политики по развитию малого предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве Госстрой России издал приказ:
1. Утвердить представленную Управлением реформирования ЖКХ подпрограмму "Поддержка малого предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве на 1999 - 2000 гг.".
2. Управлению реформирования ЖКХ обеспечить координацию работы по реализации основных мероприятий подпрограммы.
3. Структурным подразделениям комитета, организациям и учреждениям, находящимся в ведении Госстроя России, принять к руководству и исполнению основные мероприятия подпрограммы, исходя из установленных сроков.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ:
принимать участие в реализации мероприятий подпрограммы с целью создания благоприятных условий для привлечения субъектов малого предпринимательства на рынок жилищно-коммунальных услуг;
обеспечивать проведение конкурсного отбора организаций на выполнение услуг по управлению и обслуживанию жилищного фонда и объектов коммунального назначения с привлечением субъектов малого предпринимательства;
осуществлять взаимодействие с региональными органами поддержки малого предпринимательства по привлечению и успешному функционированию предприятий малого бизнеса в сфере ЖКХ.
Приложение
ПОДПРОГРАММА "ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ НА 1999 - 2000 ГГ."
------------------------------------------------------------------------¬
¦ Паспорт подпрограммы ¦
¦ "Поддержка малого предпринимательства в жилищно- ¦
¦ коммунальном хозяйстве на 1999 - 2000 гг." ¦
+----------------------T------------------------------------------------+
¦Наименование ¦подпрограмма "Поддержка малого предприни- ¦
¦подпрограммы ¦мательства в жилищно-коммунальном хозяйстве ¦
¦ ¦на 1999 - 2000 гг." ¦
+----------------------+------------------------------------------------+
¦Наименование решения о¦программа демонополизации и развития¦
¦разработке ¦конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг¦
¦подпрограммы ¦на 1998 - 1999 гг. ¦
+----------------------+------------------------------------------------+
¦Заказчик подпрограммы ¦Госстрой России ¦
+----------------------+------------------------------------------------+
¦Основные разработчики ¦Управление реформирования ЖКХ, научно-¦
¦подпрограммы ¦исследовательские и образовательные организации¦
¦ ¦жилищно-коммунального комплекса ¦
+----------------------+------------------------------------------------+
¦Цель подпрограммы ¦создание благоприятных условий для привлечения¦
¦ ¦и устойчивой деятельности малых предприятий на¦
¦ ¦рынке жилищно-коммунальных услуг ¦
+----------------------+------------------------------------------------+
¦Перечень основных ¦1. Нормативно-правовое обеспечение ¦
¦мероприятий ¦2. Инфраструктура поддержки ¦
¦подпрограммы ¦3. Организация обучения ¦
¦ ¦4. Информационное обеспечение ¦
+----------------------+------------------------------------------------+
¦Сроки реализации ¦1999 - 2000 гг. ¦
¦подпрограммы ¦ ¦
+----------------------+------------------------------------------------+
¦Основные исполнители ¦Управление реформирования ЖКХ, органы¦
¦подпрограммы ¦исполнительной власти субъектов РФ, органы¦
¦ ¦местного самоуправления, научно-¦
¦ ¦исследовательские и образовательные организации¦
¦ ¦жилищно-коммунального комплекса ¦
+----------------------+------------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные ¦обеспечение качества предоставляемых жилищно-¦
¦результаты реализации ¦коммунальных услуг и защиты интересов¦
¦подпрограммы ¦потребителей за счет проведения конкурсного¦
¦ ¦отбора организаций на выполнение услуг по¦
¦ ¦управлению и обслуживанию жилищного фонда и¦
¦ ¦объектов коммунального назначения с¦
¦ ¦привлечением предприятий различных форм¦
¦ ¦собственности ¦
L----------------------+-------------------------------------------------
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Подпрограмма "Поддержка малого предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве на 1999 - 2000 гг." разработана в развитие "Программы демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998 - 1999 гг.", одобренной Постановлением Правительства РФ от 20.12.97 г. N 1613 "О Программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998 - 1999 гг." (Собрание законодательства РФ, 1998 г., N 1, ст. 128).
Развитие конкуренции в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг тесно связано с привлечением к этому виду деятельности на конкурсной основе как можно большего количества субъектов хозяйствования, и прежде всего, малых предприятий, что позволит собственникам жилья и объектов коммунального назначения выбирать ту организацию, которая сможет обеспечить необходимый уровень качества работ и услуг по наиболее низким ценам.
В соответствии со ст. 3 п. 1 Федерального закона от 14 июля 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ, 1995 г., N 25, ст. 2343) под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
в промышленности, строительстве, на транспорте - 100 чел.
в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 чел.
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.
в остальных отраслях (в т.ч. и ЖКХ) - 50 чел.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования "юридического лица".
Формирование среднего класса становится стратегической задачей повышения политической, экономической и социальной стабильности в российском обществе. Решение этой задачи требует создания благоприятных правовых и экономических условий для интенсивного развития малого предпринимательства.
Малое предпринимательство способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, снижает остроту безработицы, позволяет потребителям выбирать производителей товаров и услуг.
В настоящее время в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации функционирует свыше 35 тыс. малых предприятий с численностью постоянно занятых свыше 350 тыс. чел.
За 1998 г. малыми предприятиями жилищно-коммунальной сферы произведено работ и услуг на общую сумму около 20 млрд. р.
Сферами привлечения малого предпринимательства в ЖКХ являются ремонт и обслуживание жилищного фонда, установка приборов учета и регулирования водо- и энергоресурсов, вывоз мусора и уборка придомовых территорий, обслуживание и ремонт лифтового хозяйства, инженерных систем городов и населенных пунктов, управление жилищным фондом, материально-техническое снабжение, предоставление банно-прачечных, гостиничных и ритуальных услуг.
II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОДПРОГРАММЫ
Основной целью подпрограммы является создание благоприятных условий для привлечения субъектов малого предпринимательства в сферу управления и обслуживания жилищного фонда и объектов коммунального назначения, для чего необходимо проводить политику разумной поддержки этих предприятий.
Достижение указанной цели требует решения следующих задач:
формирование нормативно-методической базы, позволяющей создать условия для привлечения субъектов малого предпринимательства в сферу предоставления жилищно-коммунальных услуг;
обеспечение деятельности малых предприятий путем создания инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в ЖКХ;
организация подготовки и переподготовки кадров в области управления и обслуживания жилищного фонда и объектов коммунального назначения;
резервирование региональными фондами поддержки малого предпринимательства части средств для предоставления льготных среднесрочных займов предприятиям, функционирующим в сфере ЖКХ;
проведение конкурсного отбора подрядных организаций на оказание жилищно-коммунальных услуг независимо от их форм собственности.
III. СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ
В подпрограмме выделены 4 основных раздела мероприятий (Приложение):
1. Нормативно-методическое обеспечение предусматривает формирование пакета документов на федеральном уровне, позволяющего создать условия для привлечения и успешного функционирования малых предприятий на рынке жилищно-коммунальных услуг.
2. Инфраструктура поддержки включает систему поддержки малого предпринимательства, направленную на создание сети услуг, предоставляемых субъектам малого предпринимательства.
3. Организация обучения предусматривает создание сети организаций, обучающих основам предпринимательской деятельности в сфере управления и обслуживания недвижимого имущества.
4. Информационное обеспечение предусматривает проведение мониторинга развития малого бизнеса на рынке жилищно-коммунальных услуг, выявление положительного опыта и проблем малого предпринимательства.
IV. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОДПРОГРАММЫ
Реализация подпрограммы будет осуществляться в 1999 - 2000 гг. за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
V. КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ
Контроль за ходом реализации подпрограммы возложен на Управление реформирования ЖКХ.
Приложение
к подпрограмме "Поддержка малого
предпринимательства в ЖКХ
на 1999 - 2000 гг."
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ "ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЖКХ НА 1999 - 2000 ГГ."
-----T------------------------------------------T-----------------------¬
¦NN ¦ Основные направления и мероприятия ¦ Результативность ¦
¦п/п ¦ ¦выполнения мероприятий ¦
+----+------------------------------------------+-----------------------+
¦ 1. Нормативно-методическое обеспечение ¦
+----T------------------------------------------T-----------------------+
¦1.1 ¦Разработка рекомендаций по развитию малого¦Определение ¦
¦ ¦предпринимательства в ЖКХ ¦приоритетных ¦
¦ ¦ ¦направлений развития¦
¦ ¦ ¦малого бизнеса в сфере¦
¦ ¦ ¦ЖКХ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦1.2 ¦Разработка методических рекомендаций по¦Привлечение субъектов¦
¦ ¦размещению муниципального заказа на¦малого ¦
¦ ¦жилищно-коммунальное обслуживание на малых¦предпринимательства на¦
¦ ¦предприятиях и апробация их на примере ¦рынок жилищно-¦
¦ ¦1 - 2 субъектов малого предпринимательства¦коммунальных услуг ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦1.3 ¦Разработка примерного положения о¦Создание равных¦
¦ ¦конкурсном отборе подрядчиков для текущего¦условий участникам¦
¦ ¦и капитального ремонта жилищного фонда,¦конкурсов вне¦
¦ ¦текущего обслуживания жилищного фонда,¦зависимости от формы¦
¦ ¦выполнения специализированных работ ¦собственности ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦1.4 ¦Разработка типовой методики составления¦Совершенствование схем¦
¦ ¦предпринимательского проекта в жилищно-¦и механизмов¦
¦ ¦коммунальном хозяйстве и апробация ее на¦финансирования ¦
¦ ¦примере двух малых предприятий ¦проектов малых¦
¦ ¦ ¦предприятий ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦1.5 ¦Разработка рекомендаций по созданию малых¦Привлечение малых¦
¦ ¦предприятий для установки приборов учета и¦предприятий к¦
¦ ¦регулирования водо- и энергоресурсов ¦установке приборов¦
¦ ¦ ¦учета ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦1.6 ¦Подготовка типового перечня документов,¦Оказание методической¦
¦ ¦необходимых для получения лицензии на¦помощи субъектам¦
¦ ¦осуществление деятельности в сфере ЖКХ ¦малого ¦
¦ ¦ ¦предпринимательства в¦
¦ ¦ ¦сфере ЖКХ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦1.7 ¦Подготовка методических рекомендаций по¦Участие субъектов¦
¦ ¦развитию малого предпринимательства в¦малого ¦
¦ ¦сфере обслуживания и ремонта жилого фонда¦предпринимательства в¦
¦ ¦и объектов коммунального назначения при¦реструктуризации ЖКХ ¦
¦ ¦передаче их из государственной¦ ¦
¦ ¦собственности в муниципальную и апробация¦ ¦
¦ ¦их на примере двух регионов Российской¦ ¦
¦ ¦Федерации ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦1.8 ¦Участие в подготовке нормативно-¦Отражение в нормативно-¦
¦ ¦законодательных актов по развитию и¦законодательных актах¦
¦ ¦поддержке малого предпринимательства на¦по развитию малого¦
¦ ¦федеральном и региональном уровнях ¦предпринимательства ¦
¦ ¦ ¦специфики ЖКХ ¦
+----+------------------------------------------+-----------------------+
¦ 2. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства ¦
+----T------------------------------------------T-----------------------+
¦2.1 ¦Разработка перечня оборудования и его¦Определение перечня и¦
¦ ¦объемов в натуральном и стоимостном¦объемов лизинга ¦
¦ ¦выражении, оснащение которым малых¦ ¦
¦ ¦предприятий возможно на условиях лизинга ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦2.2 ¦Проработка механизма создания лизинговой¦Повышение технической¦
¦ ¦компании в сфере ЖКХ и апробация его на¦оснащенности субъектов¦
¦ ¦примере одного - двух субъектов Российской¦малого ¦
¦ ¦Федерации ¦предпринимательства ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦2.3 ¦Разработка механизма предоставления¦Правовое и информаци-¦
¦ ¦консалтинговых услуг малым предприятиям,¦онное сопровождение¦
¦ ¦функционирующим в сфере ЖКХ, действующими¦деятельности малых¦
¦ ¦региональными объектами инфраструктуры¦предприятий ¦
¦ ¦поддержки малого предпринимательства¦ ¦
¦ ¦(бизнес-инкубаторами, информационно-¦ ¦
¦ ¦аналитическими центрами) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦2.4 ¦Поддержка выставочно-ярмарочной дея-¦Содействие повышению¦
¦ ¦тельности малых предприятий жилищно-¦конкурентоспособности ¦
¦ ¦коммунальной сферы ¦малого ¦
¦ ¦ ¦предпринимательства ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦2.5 ¦Разработка рекомендаций по созданию¦Оказание финансовой и¦
¦ ¦комплексной инфраструктуры поддержки¦методической помощи¦
¦ ¦малого предпринимательства жилищно-¦субъектам малого¦
¦ ¦коммунальной сферы. Внедрение комплексной¦предпринимательства ¦
¦ ¦инфраструктуры на примере одного-двух¦ ¦
¦ ¦субъектов Российской Федерации ¦ ¦
+----+------------------------------------------+-----------------------+
¦ 3. Организация обучения ¦
+----T------------------------------------------T-----------------------+
¦3.1 ¦Разработка программы обучения руководите-¦Повышение уровня и ка-¦
¦ ¦лей-предпринимателей и работников малых¦чества жилищно-комму-¦
¦ ¦предприятий, функционирующих в сфере пре-¦нального обслуживания¦
¦ ¦доставления жилищно-коммунальных услуг ¦малыми предприятиями ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦3.2 ¦Организация обучения основам предпри-¦Создание условий для¦
¦ ¦нимательской деятельности в сфере ЖКХ ¦развития малого пред-¦
¦ ¦ ¦принимательства, ориен-¦
¦ ¦ ¦тирование предпринима-¦
¦ ¦ ¦телей на сферу предос-¦
¦ ¦ ¦тавления жилищно-ком-¦
¦ ¦ ¦мунальных услуг ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦3.3 ¦Разработка программ подготовки менеджеров¦Подготовка специалис-¦
¦ ¦для малых предприятий, функционирующих в¦тов для сферы управ-¦
¦ ¦сфере управления жилищным фондом ¦ления жилищным фондом ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦3.4 ¦Развитие сети образовательных учреждений,¦Повышение качества и¦
¦ ¦функционирующих в сфере подготовки и¦масштабов обучения и¦
¦ ¦переподготовки кадров для ЖКХ ¦переподготовки ¦
+----+------------------------------------------+-----------------------+
¦ 4. Информационное обеспечение ¦
+----T------------------------------------------T-----------------------+
¦4.1 ¦Подготовка и выпуск информационных¦Расширение информаци-¦
¦ ¦материалов, справочников по развитию и¦онной базы малого¦
¦ ¦поддержке малого предпринимательства в¦предпринимательства ¦
¦ ¦жилищно-коммунальной сфере ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦4.2 ¦Разработка и ведение реестра субъектов ма-¦Помощь органам испол-¦
¦ ¦лого предпринимательства, функционирующих¦нительной власти субъ-¦
¦ ¦в сфере ЖКХ ¦ектов РФ и органам ме-¦
¦ ¦ ¦стного самоуправления¦
¦ ¦ ¦в поиске подрядных ор-¦
¦ ¦ ¦ганизаций, предостав-¦
¦ ¦ ¦ляющих жилищно-комму-¦
¦ ¦ ¦нальные услуги ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦4.3 ¦Проведение мониторинга развития малого¦Подготовка предложений¦
¦ ¦предпринимательства в ЖКХ ¦по совершенствованию¦
¦ ¦ ¦деятельности малых¦
¦ ¦ ¦предприятий ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦4.4 ¦Привлечение средств массовой информации¦Информационно-пропа- ¦
¦ ¦для освещения положительного опыта работы¦гандистское реформиро-¦
¦ ¦субъектов малого предпринимательства в¦вание ЖКХ ¦
¦ ¦сфере ЖКХ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦4.5 ¦Организация и проведение совещаний, семи-¦Информирование общест-¦
¦ ¦наров, круглых столов по вопросам развития¦венности о развитии¦
¦ ¦малого предпринимательства в сфере ЖКХ¦малого предпринима-¦
¦ ¦Российской Федерации и стран-членов СНГ ¦тельства в сфере ЖКХ,¦
¦ ¦ ¦выработка перспектив-¦
¦ ¦ ¦ных направлений его¦
¦ ¦ ¦развития ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦4.6 ¦Проведение выборочных обследований дея-¦Выявление положитель- ¦
¦ ¦тельности малых предприятий в сфере ЖКХ и¦ного опыта и проблем¦
¦ ¦их вклада в реализацию реформы ЖКХ ¦малого предпринима-¦
¦ ¦ ¦тельства жилищно-ком-¦
¦ ¦ ¦мунальной сферы ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦4.7 ¦Привлечение субъектов малого предпринима-¦Выявление, изучение и¦
¦ ¦тельства к участию во Всероссийском кон-¦распространение поло-¦
¦ ¦курсе на лучшую организацию жилищно-комму-¦жительного опыта дея-¦
¦ ¦нального хозяйства ¦тельности малых пред-¦
¦ ¦ ¦приятий ¦
L----+------------------------------------------+------------------------
Приказ Госстроя РФ от 26.03.1999 N 72 "О подпрограмме Поддержка малого предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве на 1999 - 2000 гг."
Приказ Госстроя РФ от 26.03.1999 N 72 "О подпрограмме Поддержка малого предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве на 1999 - 2000 гг."