Утверждены
Приказом Госстроя России
от 7 июля 1999 г. N 4
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации <*> предназначены для определения рациональной структуры и численности работников жилищных инспекций, необходимых для наиболее эффективного выполнения возложенных на них задач <**>.
--------------------------------
<*> В дальнейшем - просто "жилищная инспекция".
<**> Настоящие нормативы не применяются для жилищных инспекций г. г. Москвы и Санкт - Петербурга.
1.2. Приведенные в сборнике нормативы численности разработаны применительно к организационно - техническим условиям функционирования жилищных инспекций, прошедших организационную стадию работы.
1.3. Нормативно - методической основой для данной разработки является действующее законодательство Российской Федерации, в том числе Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 24.02.95 N 182 и от 13.10.97 N 1303), документы федеральных органов исполнительной власти, в том числе Типовое положение о государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации, утвержденное Приказом Госстроя России от 25.03.98 N 17-66, Приказ Минстроя России от 29.01.96 N 17-9, данные о представлении статистической информации "Сведения о работе государственной жилищной инспекции", обобщение имеющегося опыта работы жилищных инспекций, действующие нормативные документы по вопросам нормирования в сфере жилищно - коммунального хозяйства.
1.4. Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих жилищной инспекции установлены на следующие основные блоки функций управления:
а) общее руководство:
- руководство;
- делопроизводство;
- подбор, расстановка и подготовка кадров;
- бухгалтерский учет;
- хозяйственное обслуживание;
- приборно - техническое обеспечение;
б) осуществление контрольных функций:
- контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг;
- информационно - экономическая деятельность;
- нормативно - правовая деятельность.
1.5. Норматив численности в целом по жилищной инспекции определяется путем суммирования нормативов по функциям.
1.6. Настоящими нормативами не учтена численность рабочих (уборщики служебных помещений и т.д.), которая может быть определена по действующим сборникам норм и нормативов затрат труда.
2. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Общее руководство жилищной инспекцией
Руководство деятельностью жилищной инспекции на основании Положения о государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
Обеспечение взаимодействия с Главной государственной жилищной инспекцией, другими органами надзора и контроля и органами государственного управления субъекта Российской Федерации, представление интересов жилищной инспекции во взаимоотношениях с предприятиями, организациями, учреждениями, общественными объединениями и гражданами.
Оформление управленческих решений в виде приказов (о назначении и увольнении работников инспекции, определении структуры и штатов подразделений, распределении обязанностей), положений (о структурных подразделениях, о премировании и т.п.), инструкций (должностных и пр.) и других документов.
Внесение проекта бюджета инспекции на утверждение в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Организация документооборота, обеспечение контроля за выполнением принятых решений, ведение архива.
Организация и координация работы общественных жилищных инспекторов на подведомственной территории.
Обеспечение жилищной инспекции и ее филиалов сотрудниками требуемой квалификации и специальности, сокращение текучести кадров, организация работы по подготовке кадров и повышению квалификации работников жилищной инспекции.
Организация и ведение бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Примерный перечень должностей:
Главный государственный жилищный инспектор субъекта Российской Федерации (начальник) и его заместители; главный бухгалтер (старший бухгалтер на правах главного), кассир, инспектор по кадрам, лаборант, секретарь - машинистка.
Нормативная численность работников по функции "Общее руководство жилищной инспекцией" (Ч1) принимается в пределах 4 - 7 человек.
2.2. Осуществление контрольных функций
2.2.1. Контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг
Планирование, организация и проведение комплексных и выборочных инспекционных обследований подконтрольных объектов в городах и других населенных пунктах на территории субъекта Российской Федерации с целью осуществления контроля за:
- использованием жилищного фонда и придомовых территорий;
- техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно - техническими и проектными документами;
- реализацией в рамках договорных отношений между подрядчиками и заказчиками прав и обязанностей сторон и их направленности на защиту интересов потребителей;
- обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно - коммунальных услуг и тарифов за их потребление;
- осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации;
- рациональным использованием в жилищном фонде топливно - энергетических ресурсов и воды;
- соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение, канализация и др.);
- соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;
- техническим состоянием мест общего пользования: лестничных клеток, подъездов, подвалов, лифтов и придомовых территорий;
- соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые;
- проведением конкурсов на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов;
- выполнением жилищно - коммунальных услуг по заявкам населения;
- избранием домовладельцами способа управления кондоминиумом;
- наличием в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов;
- наличием у предприятий, организаций и частных компаний (лиц) лицензий на право проведения работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда;
- исполнением требований, содержащихся в выданных предписаниях.
Проведение обследований при расширении состава подконтрольных объектов, при назначении на должность инспекторов.
Проведение обследований и проверок подконтрольных объектов по жалобам и заявлениям граждан, организаций; по распоряжению руководства жилищной инспекции; по обращениям органов государственной власти и местного самоуправления.
Подготовка заключений и предписаний по результатам инспекционных обследований и проверок, содержащих конкретные мероприятия и сроки устранения выявленных недостатков и нарушений.
Направление запросов на необходимую для проведения обследований документацию.
Подготовка представлений на приостановление действия или аннулирование лицензии на осуществление деятельности по содержанию жилищного фонда в случае грубого или систематического нарушения физическими и юридическими лицами установленных правил и норм.
Наложение финансовых санкций за несоблюдение нормативно - технических требований по использованию жилищного фонда и невыполнение предписаний об устранении выявленных недостатков.
Участие в работе рабочих и государственных комиссий по приемке в эксплуатацию жилых зданий и объектов коммунального назначения после капитальных ремонтов, а также контроль за установкой приборов учета и контроля.
Предъявление требований подрядным организациям об устранении дефектов или повреждений, выявленных в период действия гарантийных обязательств.
Примерный перечень должностей: инспектор.
Нормативная численность работников по функции (Ч2) определяется <*> по формуле:
Ч2 = 0,5 x S,
где S - общая площадь жилищного фонда (млн. кв. м).
--------------------------------
<*> В случае отдаленности районных муниципальных центров от областного центра (при Sсф/S > 10, где Sсф - территория субъекта Федерации в тыс. кв. км), плохой транспортной доступности при определении численности инспекторов необходимо предусмотреть наличие в каждом районном муниципальном центре государственного жилищного инспектора.
2.2.2. Информационно - экономическая деятельность
Обобщение и анализ информации по данным инспекционных обследований.
Подготовка информации по результатам инспекционных обследований за отчетный период.
Ведение базы данных по состоянию всех подконтрольных объектов.
Обеспечение методического и информационно - аналитического обслуживания инспекционной деятельности.
Обеспечение автоматизированной системы управления базой данных инспекции.
Проведение анализа обоснованности нормативов потребления жилищно - коммунальных услуг и тарифов за их потребление.
Подготовка и представление Главной государственной жилищной инспекции (ведомственной) статистической информации о работе жилищной инспекции по единой форме, разработанной Главной государственной жилищной инспекцией и согласованной с Госкомстатом России, а также отчета о проделанной жилищной инспекцией работе органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Участие в подготовке общероссийских нормативно - методических документов по контролю качества содержания жилых домов, придомовых территорий и предоставлению коммунальных услуг.
Разработка нормативно - методических документов субъекта Российской Федерации, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда.
Оказание консультационно - технической помощи собственникам подконтрольных объектов, организациям (предприятиям), гражданам, эксплуатирующим жилые дома и придомовую территорию.
Создание технических и учебных центров для осуществления консультационных и технических услуг по обследованию зданий и сооружений.
Примерный перечень должностей:
экономист, инженер, инженер - программист.
Нормативная численность работников по функции (Ч3) определяется по формуле:
Ч3 = 2 + 0,035 x S ,
где S - общая площадь жилищного фонда (млн. кв. м).
2.2.3. Нормативно - правовая деятельность
Методическое руководство правовой работой в инспекции.
Проведение работы по правовой пропаганде, оказание содействия в подготовке документов.
Подготовка заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности инспекции.
Подготовка документов для привлечения должностных лиц и граждан к ответственности в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
Представление материалов в суд или арбитражный суд в случае отказа собственника подконтрольного объекта обеспечить доступ инспектора на объект для проведения обследования или проверки.
Заключение договоров на проведение технической экспертизы и оказание консультационных услуг по обследованию зданий и сооружений.
Подготовка и направление в суд и арбитражный суд исков в случае невыполнения требований, изложенных в предписании, а также при неплатежеспособности, не позволяющей взыскать финансовые санкции.
Представление интересов жилищной инспекции в суде и арбитраже.
Участие в подготовке проектов законодательных и иных нормативных актов субъекта Российской Федерации в части вопросов, касающихся деятельности жилищных инспекций.
Иная деятельность по вопросам, относящимся к компетенции жилищной инспекции.
Примерный перечень должностей:
юрисконсульт.
Нормативная численность работников по функции (Ч4) определяется по формуле:
Ч4 = 0,1 x S,
где S - общая площадь жилищного фонда (млн. кв. м).
ПРИМЕР РАСЧЕТА НОРМАТИВНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Исходные данные:
Жилищный фонд субъекта Российской Федерации составляет 31 млн. кв. м общей площади.
Порядок расчета:
Нормативная численность (Ч) определяется как сумма нормативной численности по функциям управления (Чi).
N |
Наименование |
Наименование |
Численное |
Нормативная |
1 |
Общее руководство |
Общая площадь |
31 |
5 |
2 |
Контроль за обеспе- |
Общая площадь |
31 |
15,5 |
3 |
Информационно - |
Общая площадь |
31 |
3,1 |
4 |
Нормативно - право- |
Общая площадь |
31 |
3,1 |
Итого: |
26,7 |
В результате расчета получаем нормативную численность жилищной инспекции субъекта Российской Федерации, равную 27 чел.
Методические рекомендации по определению численности руководителей, специалистов и служащих государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации
Методические рекомендации по определению численности руководителей, специалистов и служащих государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации