АЭРО ФОТОАППАРАТ
оптико-механический автоматизированный прибор, служащий для получения с воздуха снимков земной поверхности. Основными частями аэрофотоаппаратами (АФА) являются кассетная часть, в которой помещается аэропленка и механизм для ее перемотки по мере экспонирования, а также для выравнивания и приведения ее в фокальную плоскость перед экспозицией. Выравнивание производится механическим или пневматическим способом. В современных цифровых фотоаппаратах аэропленка не применяется. В корпусе аэрокамеры размещаются объектив и распределительный механизм, связывающий в определенной последовательности работу всех устройств и частей аэрофотоаппарата. В качестве двигателей в современных аэрофотоаппаратах применяются почти исключительно электромоторы постоянного тока. Аэрофотообъектив предназначен для построения изображения в фокальной плоскости аэрофотоаппарата. Оптическую систему аэрофотоаппарата составляют светофильтры, коррелирующие насадки и объектив. Аэрофотоаппараты подразделяются на топографические и дешифровочные. Конструкция топографических аэрофотоаппаратов обеспечивает получение снимков, пригодных для высокоточных измерений при картографировании. Отечественные аэрофотоаппараты подразделяются по размеру кадра на малоформатные (меньше 18x18 см), нормального формата (18x18 см) и крупноформатные (более 18x18 см). Распространенный формат кадра зарубежных аэрофотоаппаратов обычно составляет 23x23 см. Кроме того, аэрофотоаппараты подразделяются на широкоугольные (2(3 > 70°), нормальные (70° > 2|3 > 50°) и длиннофокусные (2(3 < 50°), где (3 - угол наклона проектирующего луча относительно оптической оси. Широкоугольные аэрофотоаппараты с углом 2(3, значительно превышающим 100°, иногда называют сверхширокоугольными. В современных аэрофотоаппаратах применяют 3 типа затворов: центральные, жалюзи и шторно-щелевые. Их назначение - пропускать световую энергию через объектив в течение определенного промежутка времени.
Наряду с аналоговыми аэрофотоаппаратами в настоящее время начинают использовать цифровые аэрофотосъемочные системы (ЦАС), которые обладают рядом преимуществ. К ним относятся: более короткий технологический цикл, за счет исключения процедур фотографической обработки пленки и оцифровки негативов; более высокое фотографическое качество изображений; возможность оперативного контроля получаемых аэрофотоснимков непосредственно в процессе съемки. ЦАС обычно состоит из модуля камеры с набором датчиков, бортовой ЭВМ, съемных блоков памяти для хранения данных. Система датчиков обеспечивает точность наведения камеры, четкость и цветовую насыщенность получаемых изображений.
Аэрофотоаппарат размещается на специальной аэрофотоустановке, которая связывает его с самолетом и служит для сохранения заданного положения аэрокамеры в полете, уменьшения амплитуд колебаний, вызываемых вибрацией самолета, гашения ударов и толчков при взлетах и посадках. Автоматическое сохранение требуемого положения аэрофотоаппарата при аэрофотосъемке достигается с помощью гиростабилизирующих установок.
Иногда на борту воздушного судна устанавливают несколько аэрофотоаппаратов, которые работают автономно для получения разномасштабных снимков или одновременно от единого управляющего командного прибора для получения многозональных аэрофотоизображений.