Принят и введен в действие
Распоряжением Росавтодора
от 28 июля 2009 г. N 271-р
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТРОЙСТВУ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СЛОЕВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕРЕГРУЖАТЕЛЕЙ СМЕСИ
ОДМ 218.5.002-2009
Предисловие
1. Разработан Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственный Технический университет), Центром метрологии, испытаний и сертификации МАДИ (ГТУ) при участии АНО "НИИ ТСК".
2. Внесен Управлением научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования Федерального дорожного агентства.
3. Принят и введен в действие на основании Распоряжения Федерального дорожного агентства от 28 июля 2009 г. N 271-р.
4. Имеет рекомендательный характер.
Раздел 1. Область применения
Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - ОДМ) распространяется на работы по устройству асфальтобетонных слоев на основе применения перегружателей асфальтобетонной смеси (на примере машин "Roadtec SB-2500 Shuttle Buggy") при строительстве, реконструкции и всех видах ремонта автомобильных дорог и устанавливает порядок и рекомендации к их выполнению.
В соответствии с данным ОДМ могут использоваться и другие перегружатели асфальтобетонной смеси с аналогичными техническими возможностями.
Раздел 2. Нормативные ссылки
В настоящем ОДМ использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 9128-97. Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия
ГОСТ 12801-98. Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний.
Раздел 3. Термины и определения
В настоящем ОДМ применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Фракционная сегрегация - неоднородность зернового состава асфальтобетонной смеси в различных точках ее объема.
Температурная неоднородность - неоднородность температуры асфальтобетонной смеси в различных точках ее объема.
Раздел 4. Основные технологические операции с применением машин перегружателей асфальтобетонной смеси
а) Устранение фракционной и температурной сегрегации достигается путем применения в технологической цепочке укладки асфальтобетонной смеси дополнительной машины перегружателя асфальтобетонной смеси (далее - перегружателя), являющейся промежуточным звеном между автомобилем-самосвалом и асфальтоукладчиком.
б) Технологические особенности перегружателя:
- непрерывная перегрузка асфальтобетонной смеси с устранением контакта грузовика и укладчика при ее выгрузке из кузова автомобиля-самосвала;
- дополнительное перемешивание асфальтобетонной смеси трехшаговым шнеком;
- обеспечение накопления асфальтобетонной смеси в бункере перегружателя; кроме того, при наличии бункера-вставки асфальтоукладчика - до 20 тонн в бункере асфальтоукладчика;
- увеличение скорости разгрузки автомобилей-самосвалов;
- увеличение скорости укладки смеси;
- возможность подачи относительно малого количества асфальтобетонной смеси к рабочим, использующим ручной инструмент при работе на небольших площадях;
- возможность забора материала с поверхности;
- использование асфальтоукладчиков в тоннелях, под мостами, под контактной сетью и там, где невозможна разгрузка самосвалов из-за ограничения по высоте;
- возможность отклонения конвейера от центра в обе стороны.
в) Принципиальная схема перегружателя приведена в Приложении А.
г) Принципиальная схема устройства трехшагового шнека приведена в Приложении Б.
Раздел 5. Порядок устройства асфальтобетонных слоев на основе применения перегружателей асфальтобетонной смеси
Укладка асфальтобетонной смеси при использовании в составе машин перегружателя производится в следующем порядке:
а) Оператор перегружателя подает сигнал на подход автомобиля-самосвала с асфальтобетонной смесью. Автомобиль-самосвал задним ходом подают к отвальному бункеру перегружателя до касания колесами упорных валиков.
б) При работе одного перегружателя смесь из автомобиля-самосвала выгружают в отвальный бункер перегружателя. В процессе выгрузки автомобиль-самосвал либо разгружается в неподвижный перегружатель, если приемный бункер асфальтоукладчика заполнен, либо перемещается вместе с перегружателем, если одновременно происходит выгрузка смеси из перегружателя в асфальтоукладчик.
в) При работе двумя перегружателями, один из перегружателей разгружается в приемный бункер асфальтоукладчика, в то время как второй находится под загрузкой, и автомобили-самосвалы разгружаются в него без движения. В результате работы двумя перегружателями достигается сокращение сроков разгрузки и увеличение скорости укладки смеси. Особенно данный способ эффективен при укладке асфальтобетонной смеси одним асфальтоукладчиком шириной 9 - 16 м и более.
г) Смесь из отвального бункера при помощи расположенных в нем вибраторов поступает на сходящийся трехшаговый шнек, который, перемешивая асфальтобетонную смесь, перемещает материал прямо по заднему конвейеру в промежуточный бункер; затем смесь с помощью двух трехшаговых шнеков, находящихся в нижней части промежуточного бункера, перемешивается и подается на задний конвейер, тем самым устраняя фракционную сегрегацию и температурную неоднородность.
д) Асфальтобетонная смесь с заднего конвейера поступает непосредственно в приемный бункер асфальтоукладчика, оснащенный специальным устройством (вставкой) для массовой подачи материала прямо на пластинчатый конвейер укладчика.
План потока при устройстве асфальтобетонных слоев на основе применения двух перегружателей приведен в Приложении В.
Раздел 6. Контроль качества
а) Устройство асфальтобетонного покрытия с применением перегружателей должно производиться в соответствии с [1].
б) Основные геометрические параметры и характеристики уложенного асфальтобетонного слоя должны соответствовать требованиям [1], в частности:
ширина слоя;
толщина слоя;
ровность;
поперечный уклон;
высотные отметки по оси;
коэффициент уплотнения;
коэффициент сцепления шины автомобиля с покрытием (для верхних слоев).
Примечания:
1. Температура асфальтобетонной смеси при укладке в покрытие должна быть не ниже 120 °С. Допускается ее снижение на 20 °С при условии использования ПАВ или активированных минеральных порошков.
2. Коэффициент уплотнения через 1 - 3 суток после укатки должен быть не ниже:
- 0,99 для плотного асфальтобетона из горячих смесей типов А и Б;
- 0,98 для плотного асфальтобетона из горячих смесей типов В, Г и Д, пористого и высокопористого асфальтобетона.
3. Верхний слой асфальтобетонного покрытия должен иметь ровную однородную шероховатую поверхность без разрывов и раковин, с ровными кромками. Дефектные места не допускаются.
в) Операционный контроль качества представлен в таблице 1.
г) Отбор проб осуществляют согласно ГОСТ 12801.
д) Физико-механические показатели материала устроенного асфальтобетонного слоя должны соответствовать требованиям ГОСТ 9128.
Таблица 1
1 |
Основные |
Проверка |
Устройство слоя |
Уплотнение |
2 |
Состав |
1. Чистота |
1. Температура |
1. Степень |
3 |
Метод и |
Визуальный, |
Инструментальный |
Инструментальный |
4 |
Режим и объем |
1. Вся захватка. |
1. В каждом |
1. Пробы (не менее |
5 |
Лицо, конт- |
Мастер |
Мастер |
Мастер, лаборант, |
6 |
Лицо, ответ- |
Прораб |
Прораб |
Прораб |
7 |
Привлекаемые |
- |
- |
Лаборатория |
8 |
Где регист- |
Общий журнал |
Общий журнал работ |
Общий журнал работ, |
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги
Приложение А
(справочное)
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ПЕРЕГРУЖАТЕЛЯ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ
1 - отвальный бункер перегружателя 2 - конвейер 3 - бункер, оснащенный трехшаговым шнеком 4 - задний конвейер
Приложение Б
(справочное)
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ТРЕХШАГОВОГО ШНЕКА
1 - трехшаговый шнек 2 - ленточный скребковый конвейер 3 - асфальтобетонная смесь 4 - стенка бункера перегружателя
Приложение В
(справочное)
ПЛАН ПОТОКА ПРИ УСТРОЙСТВЕ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СЛОЕВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ДВУХ ПЕРЕГРУЖАТЕЛЕЙ
1. Поливомоечная машина 2. Автогудронатор 3. Автомобиль-самосвал 4. Перегружатели асфальтобетонной смеси 5. Асфальтоукладчик 6. Отряд катков согласно выбранного режима уплотнения
ОДМ 218.5.002-2009. Методические рекомендации по устройству асфальтобетонных слоев с применением перегружателей смеси
ОДМ 218.5.002-2009. Методические рекомендации по устройству асфальтобетонных слоев с применением перегружателей смеси