Утверждаю
Начальник Главного
санитарно-эпидемиологического
управления Министерства
здравоохранения СССР
В.Е.КОВШИЛО
10 апреля 1980 г. N 2164-80
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ГИГИЕНИЧЕСКОМУ КОНТРОЛЮ ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ, СТРОИТЕЛЬСТВОМ И ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
"Методические указания по гигиеническому контролю за проектированием, строительством и эксплуатацией высших учебных заведений" разработаны докт. мед. наук В.И. Берзинь (кафедра гигиены Рижского медицинского института).
Методические указания касаются условий размещения вузов и учебно-научных комплексов, функционального зонирования их территории, гигиенических особенностей проектирования специализированных структурных подразделений вузов, их планировки, оснащения, микроклимата, условий видимости, оснащения техническими средствами обучения. Настоящие Указания дополняют и разъясняют отдельные положения главы СНиП II-68-78 "Высшие учебные заведения. Нормы проектирования". Указания составлены на основании результатов специально проведенных исследований.
Методические указания предназначены для органов санитарно-эпидемиологической службы, работников проектных и строительных организаций и сотрудников высших учебных заведений.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Высокие темпы развития народного хозяйства в нашей стране, предусмотренные решениями XXVI съезда КПСС, требуют расширения подготовки высококвалифицированных специалистов, строительства новых и реконструкции существующих высших учебных заведений.
В процессе обучения студенты встречаются со многими производственными факторами. Интенсивность и длительность их воздействия ниже, чем на промышленных предприятиях, однако, как показывают исследования, сочетание этого воздействия с интенсивной умственной нагрузкой определяет не только уровень работоспособности, но и состояние здоровья, эффективность учебного процесса и труда студентов и сотрудников ВУЗов.
Условия труда студентов определяются с одной стороны спецификой учебного процесса, а с другой - материально-технической базой ВУЗов, состояние которой во многом определяется качеством проектирования и строительства объектов.
Здания ВУЗов в настоящее время проектируются в соответствии с главой СНиПа II-68-78 "Высшие учебные заведения. Нормы проектирования" и других его глав. Настоящие Методические указания разъясняют и дополняют основные положения этой главы, регламентирующие условия размещения ВУЗов и учебно-научных комплексов, функционального зонирования территории, особенности проектирования учебных специализированных структурных подразделений, планировку, микроклимат, освещение, оснащение техническими средствами различных групп учебных помещений.
Методические указания <*> разработаны доктором мед. наук В.И. Берзинь (Рижский медицинский институт) и предназначены для санитарных врачей, архитекторов и сотрудников ВУЗов.
--------------------------------
<*> Настоящие Указания распространяются на высшие учебные заведения всех типов: институты, университеты, академии, высшие школы, высшие училища, консерватории.
1. Гигиенические требования к территории ВУЗов
1.1. Размещение высших учебных заведений в генеральном плане города определяется профилем и размерами ВУЗа.
Университеты, крупные технические и политехнические ВУЗы, институты физической культуры следует размещать в зеленой зоне города или в пригороде. Малые и средние по вместимости ВУЗы (педагогические, экономические институты, ВУЗы культуры и искусства) можно размещать на селитебной территории города. Медицинские ВУЗы следует размещать на базе крупных больниц. Сельскохозяйственные институты - в пригороде на базе учебно-производственных хозяйств. ВТУЗы допустимо размещать на периферии промышленных зон.
1.2. На территории ВУЗа предусматриваются следующие основные зоны: учебно-научная с лабораторными корпусами, аудиторными блоками и научно-исследовательскими подразделениями; хозяйственная с подсобными мастерскими, гаражами, складами и т.п.; жилая со студенческими общежитиями и домами для сотрудников; спортивная с закрытыми и открытыми спортивными сооружениями. Последние две зоны могут быть общими для нескольких ВУЗов.
1.3. Плотность застройки учебно-научной зоны должна быть в пределах 20 - 30%. Зонирование территории ВУЗа производится с учетом смежного размещения спортивной зоны с учебно-научной и жилой. Не менее 40% земельного участка ВУЗа отводится под озеленение.
1.4. В крупных ВУЗах и вузовских комплексах не допускается размещение учебных корпусов в одну вытянутую линию. Наиболее рационально размещение специализированных лабораторий в параллельно или периметрально стоящих корпусах. Максимально допустимое расстояние между учебными корпусами одного факультета не должно превышать 700 м. Для ВУЗов, размещаемых в 1-м строительно-климатическом районе, предусматриваются отапливаемые переходы между отдельными учебными зданиями.
1.5. При наличии магистральных дорог вблизи учебных зданий последние должны располагаться не менее чем в 50 м от границы проезжей части. Земельный участок высшего учебного заведения ограждается и не должен пересекаться транспортными магистралями.
2. Гигиенические требования к объемно-планировочным решениям ВУЗов
2.1. Здания ВУЗов следует проектировать с учетом их функционального назначения, объединяя в планировочные группы:
- общеинститутские помещения - ректорат, административно-хозяйственные подразделения, мастерские, столовые, корпуса общеинститутских кафедр, общеинститутский аудиторный блок, технический центр института, центральная библиотека, блок актового зала и клуба, медицинский центр;
- факультетские помещения - корпуса специализированных кафедр факультета, факультетский аудиторный блок, деканат;
- корпуса научно-исследовательских подразделений (могут примыкать или объединяться с учебными зданиями соответствующих факультетов);
- спортивные сооружения;
- корпуса производственных, складских, хозяйственных и вспомогательных помещений;
- жилые здания для студентов и сотрудников.
Перечисленные структурные элементы необходимо размещать на территории ВУЗа в соответствующих функциональных зонах.
2.2. По характеру учебно-технологического процесса, состоянию учебно-производственной среды, влиянию ее на функциональное состояние организма студентов и виду их деятельности учебные помещения ВУЗов распределяются на 5 групп:
I группа. Помещения общего назначения - лекционные и групповые аудитории, читальные залы библиотек;
II группа. Специализированные учебные помещения - лаборатории физические, радиотехнические, с вычислительной техникой, с техническими средствами обучения, лингафонные кабинеты, лаборатории с точными измерительными приборами и с электро- и радиоаппаратурой, залы курсового и дипломного проектирования;
III группа. Учебные лаборатории-практикумы (с выделением производственных вредностей - стеклодувные, сварочные, химические, со средним и тяжелым машинным оборудованием);
IV группа. Лаборатории-практикумы со специальным технологическим оборудованием - технология пищевых продуктов, химическая технология; обработка сырья, металлов, сплавов, пластмасс; ядерные установки и т.п.;
V группа. Спортивные помещения.
2.3. Поточные лекционные аудитории следует размещать в специализированных аудиторных блоках. В малых и средних ВУЗах допустимо размещение поточных аудиторий в торцевой части лабораторного блока (на нижних этажах) или в пристройке к нему. Изоляция лекционных аудиторий от лабораторий в этом случае достигается посредством холла или вестибюля.
2.4. Размеры площади учебных помещений I и II групп принимаются согласно таблице 1.
Таблица 1
----T----------------------------------------------T----------------------¬
¦ N ¦ Наименование помещений ¦Площадь на одно место ¦
¦п/п¦ ¦ (в кв. м) ¦
+---+----------------------------------------------+----------------------+
¦ ¦ I группа - помещения общего назначения ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦1 ¦Аудитория на 50 - 75 мест ¦1,5 ¦
¦2 ¦-"- 100 мест ¦1,3 ¦
¦3 ¦-"- 150 мест ¦1,2 ¦
¦4 ¦-"- 200 мест ¦1,1 ¦
¦5 ¦-"- 300 мест ¦1,1 ¦
¦6 ¦-"- 400 мест ¦1,0 ¦
¦7 ¦-"- 500 мест ¦0,9 ¦
¦8 ¦Групповые аудитории на 25 мест ¦2,2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ II группа - специализированные учебные ¦ ¦
¦ ¦ помещения ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦1 ¦Полугрупповые аудитории на 12 мест, кабинеты с¦3,0 ¦
¦ ¦вычислительной техникой, лингафонные кабинеты ¦ ¦
¦2 ¦Учебные кабинеты на 25 мест ¦2,2 ¦
¦3 ¦Аудитории с обратной связью на 50 - 100 мест ¦1,8 ¦
¦4 ¦Чертежные залы, залы курсового и дипломного ¦3,6 ¦
¦ ¦проектирования ¦ ¦
L---+----------------------------------------------+-----------------------
2.5. Для обеспечения оптимальных условий видимости на меловой доске минимально допустимый угол рассматривания (физиологически обоснованный) должен составлять 35°. Допускается его уменьшение до 30°, при этом площадь рабочей поверхности меловой доски для аудитории на 50 - 75 мест должна быть не менее 5 кв. м, для аудитории на 100 - 150 мест - не менее 7 кв. м, для аудитории на 200 и более мест - не менее 10 кв. м. Ширина меловой доски должна быть не менее 4 м в аудиториях до 100 мест и не менее 5 м в аудиториях вместимостью более 100 мест.
При контроле за эксплуатацией аудиторий следует исходить из физиологически обоснованного минимального "угла рассматривания" меловой доски в 35°. При величине угла рассматривания 35° веерообразное размещение рабочих мест (в аудиториях на 100 мест и более) допустимо в пределах рабочего сектора с углом не более 110°. При соблюдении такой величины угла рабочего сектора приемлемой конфигурацией лекционных аудиторий может быть прямоугольная, квадратная и трапецевидная.
2.6. Расстояние между оборудованием в аудиториях определяется условиями видимости объектов на меловой доске, а также органометрическими требованиями и принимается в соответствии с таблицей 2 (СНиП II-68-78; 3.23). Ширина коридоров в учебных зданиях и переходов между ними должна быть не менее 2,2 м.
Таблица 2
----T-----------------------------------------------------T---------------¬
¦ N ¦ Расстояние между оборудованием ¦ Допустимые ¦
¦п/п¦ ¦ величины (см) ¦
+---+-----------------------------------------------------+---------------+
¦1 ¦От меловой доски до демонстрационного стола ¦100 ¦
¦2 ¦От демонстрационного стола до пюпитров первого ряда в¦ ¦
¦ ¦аудиториях: ¦ ¦
¦ ¦- до 100 мест включительно ¦110 ¦
¦ ¦- свыше 100 мест ¦250 ¦
¦3 ¦От меловой доски до стола преподавателя ¦не менее 90 ¦
¦4 ¦От меловой доски до первого ряда в аудиториях без ¦не менее 200 ¦
¦ ¦демонстрационного стола ¦ ¦
¦5 ¦От меловой доски до последнего ряда в аудиториях ¦не более 2000 ¦
¦6 ¦Между аудиторными столами (включая место для стульев)¦не менее 70 ¦
¦7 ¦Между торцами столов в аудиториях до 50 мест ¦не менее 60 ¦
¦8 ¦От пола до нижней кромки меловой доски ¦90 ¦
¦9 ¦От пола до верхней кромки меловой доски в рабочем ¦не более 230 ¦
¦ ¦положении ¦ ¦
L---+-----------------------------------------------------+----------------
2.7. Применение технических средств обучения в ВУЗах требует учета технических возможностей проекционной аппаратуры и соблюдения гигиенических рекомендаций по оптимальному ее использованию в лекционных и групповых аудиториях разной вместимости и размеров (табл. 3). С целью сохранения оптимальных условий в аудиториях вместимостью более 200 мест проекционную аппаратуру рекомендуется размещать в смежном помещении - аппаратной. При использовании препараторских для проекции "на просвет" их площадь и глубина принимаются в зависимости от вида аппаратуры. Расстояние от экрана до спинки первого ряда сидений должна быть не менее 3 м, а до спинки последнего ряда - не более 20 м.
Таблица 3
УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКЦИОННОЙ АППАРАТУРЫ В УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ВУЗОВ
------------------T-----------T--------------T------------T---------------¬
¦Виды проекционной¦ Фокусное ¦ Максимальное ¦ Размеры ¦ Расстояние от ¦
¦ аппаратуры ¦расстояние ¦ проекционное ¦ экрана (м) ¦экрана до 1-го ¦
¦ ¦ (м) ¦расстояние (м)¦ ¦ ряда (м) ¦
+-----------------+-----------+--------------+------------+---------------+
¦1. Луч ¦18 ¦4,50 ¦110 х 80 ¦1,65 ¦
¦2. Протон ¦75 ¦4,60 ¦208 х 142 ¦3,12 ¦
¦3. Протон ¦100 ¦6,15 ¦208 х 141 ¦3,12 ¦
¦4. Протон ¦150 ¦9,20 ¦208 х 141 ¦3,12 ¦
¦5. Горизонт ¦78 ¦4,80 ¦209 х 142 ¦3,13 ¦
¦6. ЛЭТИ (36 х 24)¦92 ¦6,83 ¦260 х 170 ¦3,90 ¦
¦7. ЛЭТИ (36 х 24)¦122 ¦9,06 ¦260 х 170 ¦3,90 ¦
¦8. ЛЭТИ (36 х 24)¦143 ¦10,00 ¦260 х 170 ¦3,90 ¦
¦9. Украина-4 ¦35 ¦8,75 ¦240 х 180 ¦3,60 ¦
¦10. Украина-4 ¦50 ¦12,50 ¦240 х 180 ¦3,60 ¦
¦11. Украина-4 ¦65 ¦16,25 ¦240 х 180 ¦3,60 ¦
¦12. КПТ-2 ¦110 ¦16,60 ¦320 х 230 ¦4,80 ¦
¦13. Черноморец ¦35 ¦12,75 ¦350 х 261 ¦5,25 ¦
¦14. Черноморец ¦50 ¦10,25 ¦350 х 261 ¦5,25 ¦
¦15. Черноморец ¦65 ¦23,70 ¦350 х 261 ¦5,25 ¦
L-----------------+-----------+--------------+------------+----------------
2.8. При проектировании учебных лабораторий и практикумов со специальным учебно-технологическим оборудованием (III и IV группы) следует руководствоваться нормами СНиП для предприятий соответствующих отраслей промышленности и народного хозяйства. В указанных помещениях предусматривается защита от газовыделений, шума, вибрации, ионизирующих излучений, электромагнитных полей, избыточных низких или высоких температур и т.п. согласно установленным соответствующими документами нормативам.
2.9. Помещения научно-исследовательских подразделений проектируются в соответствии с инструкцией по проектированию зданий научно-исследовательских учреждений.
2.10. Закрытые спортивные помещения и сооружения для ВУЗов проектируются в соответствии с главой СНиП II-76-78 по проектированию спортивных сооружений. Размещение крытых спортивных сооружений над учебными помещениями не допускается.
2.11. Спортивные помещения ВУЗов должны размещаться в специальных корпусах. Размеры и количество спортивных залов принимаются согласно таблице 4. Для ВУЗов или группы ВУЗов с контингентом более 10 тыс. студентов допускается устройство легкоатлетических манежей и бассейна для плавания с ванной 50 х 25 м.
Таблица 4
---------------------------------T-----------T----------------------------¬
¦ Виды спортивных помещений ¦Размеры (м)¦ Количество залов при ¦
¦ ¦ ¦ расчетном числе студентов ¦
¦ ¦ ¦ (тыс. чел.) ¦
¦ ¦ +----T----T---T----T----T----+
¦ ¦ ¦до 2¦ 4 ¦ 6 ¦ 8 ¦ 10 ¦ 12 ¦
+--------------------------------+-----------+----+----+---+----+----+----+
¦Универсальный зал для спортивных¦36 х 18 х 8¦2 ¦2 ¦3 ¦3 ¦4 ¦4 ¦
¦игр и гимнастики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Универсальный зал для спортивных¦42 х 24 х 8¦- ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦2 ¦
¦игр (с местами для зрителей) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Универсальный специализированный¦24 х 15 х 7¦- ¦1 ¦2 ¦3 ¦4 ¦4 ¦
¦зал для борьбы, фехтования, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦бокса и др. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Зал занятий специальных ¦18 х 12 х 4¦- ¦- ¦1 ¦2 ¦2 ¦3 ¦
¦подготовительных групп ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------------------------+-----------+----+----+---+----+----+-----
2.12. Количество открытых спортивных сооружений ВУЗов принимается согласно таблице 5. Открытые спортивные сооружения не должны размещаться со стороны окон учебных и библиотечных помещений. От окон остальных помещений ВУЗов спортивные площадки должны размещаться на расстоянии не менее 20 м. Допускается предусматривать лыжные базы с необходимым инвентарем на 20% студентов дневной формы обучения. Для ВУЗов, размещенных в IV строительно-климатическом районе, допускается устройство открытых бассейнов с подогревом воды.
Таблица 5
----------------------------------T------------------------------¬
¦ Виды спортивных сооружений ¦Количество спортсооружений при¦
¦ ¦расчетном количестве студентов¦
¦ ¦ (тыс. человек) ¦
¦ +-----T----T----T----T----T----+
¦ ¦до 2 ¦ 4 ¦ 6 ¦ 8 ¦ 10 ¦ 12 ¦
+---------------------------------+-----+----+----+----+----+----+
¦Спортивное ядро с полем для ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦
¦футбола и беговой дорожкой 400 м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Площадка для волейбола ¦3 ¦3 ¦4 ¦6 ¦7 ¦9 ¦
¦Площадка для баскетбола ¦2 ¦2 ¦3 ¦4 ¦5 ¦6 ¦
¦Площадка для тенниса ¦2 ¦2 ¦2 ¦4 ¦4 ¦4 ¦
L---------------------------------+-----+----+----+----+----+-----
2.13. Общая площадь служебных помещений ВУЗов (ректорат, учебная часть, деканаты, административно-хозяйственные помещения и др.) принимается в зависимости от численности контингента студентов:
студентов не менее 1000 - по 1,0 кв. м на 1 студента
-"- 1000 - 2000 - по 0,8 -"-
-"- 2000 - 4000 - по 0,7 -"-
-"- 4000 - 6000 - по 0,6 -"-
-"- 6000 - 10000 - по 0,5 -"-
-"- 10000 - 12000 - по 0,4 -"-
В составе каждой кафедры предусматривается: кабинет заведующего кафедры - 18 кв. м, методический кабинет - 54 кв. м, кабинеты для преподавателей из расчета по 4 кв. м на одного преподавателя.
2.14. Столовые и буфеты высших учебных заведений проектируются в соответствии с главой СНиП по проектированию предприятий общественного питания. Количество буфетов в зданиях общежитий принимается в соответствии с главой СНиП II-Л.1-71. "Жилые здания".
Столовые ВУЗов следует размещать в отдельных зданиях. Наибольшее расстояние от учебно-производственных помещений до столовых не должно превышать 500 м.
2.15. Общее количество посадочных мест в столовых ВУЗов должно составлять 20% расчетного контингента студентов. В том числе:
в столовых для студентов и сотрудников - 13%
в столовых для сотрудников - 1%
в диетических столовых - 2%
в буфетах для студентов - 3%
в буфетах для сотрудников - 1%
Количество посадочных мест в одном зале буфета должно быть не более 50.
2.16. Для студентов и сотрудников ВУЗов с контингентом 8000 студентов и более предусматривается поликлиника. В ВУЗах с контингентом до 8000 студентов должен быть медицинский пункт, состоящий из: кабинета заведующего медпунктом и дежурной медсестры, терапевтического кабинета с приемной и помещением для ожидающих, зубоврачебного кабинета, процедурной, физиотерапевтического кабинета. Площадь указанных помещений принимается по 18 кв. м. В ВУЗах с контингентом студентов более 4000 площадь терапевтического и физиотерапевтического кабинетов и процедурной увеличивается до 36 кв. м. Для туалета следует выделять помещение на 2 - 4 унитаза с умывальником.
В составе медпунктов консерваторий и музыкальных факультетов должен быть фониатрический кабинет площадью 54 кв. м. В учебных корпусах ВУЗов допускается размещение аптечного киоска.
3. Естественное и искусственное освещение учебных помещений ВУЗов
3.1. Учебные помещения ВУЗов должны иметь непосредственное естественное освещение, качественные и количественные показатели которого принимаются в соответствии с главой СНиП II-4-79 "Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования". Объемно-планировочные решения аудиторий и лабораторий ВУЗов и размещение в них учебно-технологического оборудования должны обеспечить боковое левостороннее естественное освещение рабочей поверхности. В поточных лекционных аудиториях на 200 и более мест необходимо предусматривать двустороннее расположение светопроемов.
3.2. Размещение залов курсового и дипломного проектирования, чертежных и рисовальных залов производится с учетом их ориентации на С, СВ, СЗ. Для остальных видов учебных помещений допускается свободная ориентация светопроемов. Солнцезащитные устройства рассчитываются в зависимости от климатического района и ориентации помещений.
3.3. Помещения, используемые в качестве рекреаций, обеспечиваются естественным освещением. При освещении коридора с одного торца длина коридора не должна превышать 24 м, а при освещении с обоих торцов - не более 60 м. Расстояние между "световыми карманами" и коридорах принимается не более 30 м.
3.4. Коэффициенты отражения ограждающих поверхностей и мебели в учебных помещениях принимаются не менее:
стены - 0,6 двери - 0,7
потолок - 0,7 оконные переплеты - 0,7
полы - 0,25 мебель и оборудование - 0,35
3.5. Физиологически обоснованный минимальный коэффициент естественной освещенности (КЕО) на рабочих местах в наиболее удаленной от окон точке в лекционных и групповых аудиториях составляет 2,5% для помещений. Указанная величина КЕО. может быть обеспечена только за счет верхнего света. При боковом освещении минимально допустимая величина КЕО составляет 1,5%.
3.6. Искусственное освещение в аудиториях, читальных залах и лабораториях ВУЗов должно обеспечивать на рабочих местах не менее 300 лк при использовании люминесцентных ламп (СНиП II-4-79). Оптимальный уровень освещенности на рабочих местах студентов составляет 600 лк. В кабинетах преподавателей искусственная освещенность от общего освещения должна быть не менее 200 лк с обязательным дополнительным местным освещением; в залах курсового и дипломного проектирования, а также в чертежных залах требуется 500 лк, в спортивных залах - 400 лк.
4. Воздушно-тепловой режим в помещениях разного назначения
4.1. Расчетные температуры воздуха (в отопительный сезон) в учебных помещениях разного назначения принимаются согласно СНиП II-68-78 (таблица 6).
Таблица 6
----T---------------------------------T-----------------------------------¬
¦ N ¦ Назначение помещений ¦ Температура <*> воздуха, °С ¦
¦п/п¦ +-----------T-----------T-----------+
¦ ¦ ¦Допустимые ¦Оптимальные¦ Расчетная ¦
¦ ¦ ¦ пределы ¦ параметры ¦температура¦
¦ ¦ ¦ колебаний ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------+-----------+-----------+-----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+---+---------------------------------+-----------+-----------+-----------+
¦ ¦ I группа - помещения общего ¦20 - 21 ¦20 ¦18 ¦
¦ ¦ назначения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1 ¦Поточные лекционные аудитории ¦ ¦ ¦ ¦
¦2 ¦Читальные залы библиотек ¦ ¦ ¦ ¦
¦3 ¦Учебные кабинеты на 25 мест ¦ ¦ ¦ ¦
¦4 ¦Чертежные и рисовальные залы ¦ ¦ ¦ ¦
¦5 ¦Залы курсового и дипломного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектирования на 50 мест ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ II группа - специализированные ¦19 - 21 ¦20 ¦20 ¦
¦ ¦ лаборатории ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1 ¦Физические ¦ ¦ ¦ ¦
¦2 ¦Радиотехнические ¦ ¦ ¦ ¦
¦3 ¦С точной измерительной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аппаратурой ¦ ¦ ¦ ¦
¦4 ¦С электро- и радиоаппаратурой ¦ ¦ ¦ ¦
¦5 ¦Кабинеты с вычислительной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦техникой ¦ ¦ ¦ ¦
¦6 ¦Кабинеты с техническими ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средствами обучения ¦ ¦ ¦ ¦
¦7 ¦Лингафонные кабинеты ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ III группа - лаборатории ¦17 - 18 ¦17 ¦16 ¦
¦ ¦ с выделением производственных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ вредностей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1 ¦Химические ¦ ¦ ¦ ¦
¦2 ¦Стеклодувные ¦ ¦ ¦ ¦
¦3 ¦Сварочные ¦ ¦ ¦ ¦
¦4 ¦Практикумы с машинным ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оборудованием ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ IV группа - лаборатории ¦ ¦
¦ ¦ со специальным технологическим ¦ ¦
¦ ¦ оборудованием ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦1 ¦Технология пищевых продуктов ¦Принимается в соответствии с ¦
¦2 ¦Химическая технология ¦технологическим заданием и нормами ¦
¦3 ¦Обработка сырья, металлов, ¦СНиП для предприятий соответствую- ¦
¦ ¦сплавов ¦щих отраслей промышленности и ¦
¦4 ¦Ядерные установки и пр. ¦отраслей народного хозяйства ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ V группа - спортивные помещения ¦12 - 14 ¦14 ¦14 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Служебные помещения: ¦20 - 22 ¦20 ¦18 ¦
¦ ¦ общественные организации, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ вспомогательные помещения, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ книгохранилища, фотолаборатории¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Гардероб, вестибюли, рекреации ¦16 - 18 ¦16 ¦16 ¦
L---+---------------------------------+-----------+-----------+------------
--------------------------------
<*> При относительной влажности воздуха 30 - 60% и скорости движения воздуха до 0,15 м/сек.
4.2. Кратность воздухообмена на одно рабочее место в учебных помещениях I и II групп предусматривается не менее 30 куб. м воздуха. В лабораториях и практикумах с выделением производственных вредностей предусматривается подача не менее 90% от общего расчетного объема приточного воздуха, остальное количество воздуха подается в коридоры. При наличии в лабораториях вытяжных шкафов вытяжка осуществляется через них.
4.3. Скорость движения воздуха в рабочих проемах вытяжных шкафов принимается в зависимости от ПДК выделяемых химических веществ:
1,0 - 1,5 м/сек. при ПДК менее 0,1 мг/куб.
0,6 - 1,0 м/сек. при ПДК от 0,1 до 10 мг/куб. м
0,5 м/сек. при ПДК более 10 мг/куб. м.
4.4. В моечных помещениях и лабораториях без вытяжных шкафов обеспечивается приток свежего воздуха в объеме 4 куб. м/час, вытяжка 6 куб. м/час на человека. В вестибюлях и рекреациях предусматривается приток воздуха по 2 куб. м/час на человека. Вытяжка из служебных помещений должна составлять 1 куб. м/час на человека. В остальных помещениях кратность воздухообмена принимается по расчету в соответствии с технологическим заданием.
4.5. Вытяжные и приточные вентиляционные системы в специализированных лабораториях, практикумах и поточных аудиториях должны иметь пульт дистанционного управления контроля за их работой.
4.6. Оконные переплеты во всех видах учебных помещений должны иметь открывающиеся створки, фрамуги и форточки в верхней зоне окна.
4.7. У входных дверей высших учебных заведений рекомендуется проектировать воздушно-тепловые завесы в соответствии с главой СНиП II-33-75 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха".
5. Санитарное содержание территории и помещений ВУЗов
5.1. Территория ВУЗа должна использоваться студентами и сотрудниками в качестве дополнительных рекреаций во время перерывов между занятиями и для проведения спортивных игр на площадках спортивной зоны. Во все сезоны года необходимо организовывать очистку территории ВУЗа. В летний период проводятся мероприятия по уходу за зелеными насаждениями, дорожками, площадками. Зимой дорожки и площадки очищаются от снега.
5.2. Полы, мебель, подоконники, оборудование в помещениях ВУЗов подлежат влажной уборке 3 - 4 раза в неделю. Санузлы периодически дезинфицируются 10% раствором хлорной извести.
5.3. Спортивные помещения проветриваются после каждого занятия. Инвентарь и мебель подвергаются влажной уборке. Занятия в спортивных помещениях допускаются только в спортивных костюмах и спортивной обуви.
5.4. Административно-хозяйственная часть обеспечивает регулярный контроль за осветительной аппаратурой и приборами по обеспечению воздушно-теплового режима. Очистка светильников осуществляется не реже одного раза в 3 месяца.
5.5. Администрация и общественные организации ВУЗа обязаны содействовать соблюдению оптимальных условий во всех помещениях. При этом необходимо руководствоваться Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов" (19 июля 1979 г.) и Приказом N 438 (5 мая 1978 г.) Министерства высшего и среднего специального образования СССР "О мерах по дальнейшему улучшению охраны здоровья студентов и учащихся высших и средних специальных учебных заведений".
5.6. Санитарный надзор за условиями обучения, труда, быта и отдыха студентов возлагается на персонал медпунктов ВУЗов и местные санитарно-эпидемиологические станции.
Рекомендуем канадские дома: канадские дома сборныеСкачать:
Скачать: Методические указания по гигиеническому контролю за проектированием, строительством и эксплуатацией высших учебных заведенийСкачать: Методические указания по гигиеническому контролю за проектированием, строительством и эксплуатацией высших учебных заведений
Рекомендуем элитные канадские дома: канадские деревянные дома