Утверждаю

Начальник Главного

санитарно-эпидемиологического

управления Министерства

здравоохранения СССР

В.Е.КОВШИЛО

10 апреля 1980 г. N 2164-80


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ГИГИЕНИЧЕСКОМУ КОНТРОЛЮ ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ, СТРОИТЕЛЬСТВОМ И ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ


"Методические указания по гигиеническому контролю за проектированием, строительством и эксплуатацией высших учебных заведений" разработаны докт. мед. наук В.И. Берзинь (кафедра гигиены Рижского медицинского института).

Методические указания касаются условий размещения вузов и учебно-научных комплексов, функционального зонирования их территории, гигиенических особенностей проектирования специализированных структурных подразделений вузов, их планировки, оснащения, микроклимата, условий видимости, оснащения техническими средствами обучения. Настоящие Указания дополняют и разъясняют отдельные положения главы СНиП II-68-78 "Высшие учебные заведения. Нормы проектирования". Указания составлены на основании результатов специально проведенных исследований.

Методические указания предназначены для органов санитарно-эпидемиологической службы, работников проектных и строительных организаций и сотрудников высших учебных заведений.


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Высокие темпы развития народного хозяйства в нашей стране, предусмотренные решениями XXVI съезда КПСС, требуют расширения подготовки высококвалифицированных специалистов, строительства новых и реконструкции существующих высших учебных заведений.

В процессе обучения студенты встречаются со многими производственными факторами. Интенсивность и длительность их воздействия ниже, чем на промышленных предприятиях, однако, как показывают исследования, сочетание этого воздействия с интенсивной умственной нагрузкой определяет не только уровень работоспособности, но и состояние здоровья, эффективность учебного процесса и труда студентов и сотрудников ВУЗов.

Условия труда студентов определяются с одной стороны спецификой учебного процесса, а с другой - материально-технической базой ВУЗов, состояние которой во многом определяется качеством проектирования и строительства объектов.

Здания ВУЗов в настоящее время проектируются в соответствии с главой СНиПа II-68-78 "Высшие учебные заведения. Нормы проектирования" и других его глав. Настоящие Методические указания разъясняют и дополняют основные положения этой главы, регламентирующие условия размещения ВУЗов и учебно-научных комплексов, функционального зонирования территории, особенности проектирования учебных специализированных структурных подразделений, планировку, микроклимат, освещение, оснащение техническими средствами различных групп учебных помещений.

Методические указания <*> разработаны доктором мед. наук В.И. Берзинь (Рижский медицинский институт) и предназначены для санитарных врачей, архитекторов и сотрудников ВУЗов.

--------------------------------

<*> Настоящие Указания распространяются на высшие учебные заведения всех типов: институты, университеты, академии, высшие школы, высшие училища, консерватории.


1. Гигиенические требования к территории ВУЗов


1.1. Размещение высших учебных заведений в генеральном плане города определяется профилем и размерами ВУЗа.

Университеты, крупные технические и политехнические ВУЗы, институты физической культуры следует размещать в зеленой зоне города или в пригороде. Малые и средние по вместимости ВУЗы (педагогические, экономические институты, ВУЗы культуры и искусства) можно размещать на селитебной территории города. Медицинские ВУЗы следует размещать на базе крупных больниц. Сельскохозяйственные институты - в пригороде на базе учебно-производственных хозяйств. ВТУЗы допустимо размещать на периферии промышленных зон.

1.2. На территории ВУЗа предусматриваются следующие основные зоны: учебно-научная с лабораторными корпусами, аудиторными блоками и научно-исследовательскими подразделениями; хозяйственная с подсобными мастерскими, гаражами, складами и т.п.; жилая со студенческими общежитиями и домами для сотрудников; спортивная с закрытыми и открытыми спортивными сооружениями. Последние две зоны могут быть общими для нескольких ВУЗов.

1.3. Плотность застройки учебно-научной зоны должна быть в пределах 20 - 30%. Зонирование территории ВУЗа производится с учетом смежного размещения спортивной зоны с учебно-научной и жилой. Не менее 40% земельного участка ВУЗа отводится под озеленение.

1.4. В крупных ВУЗах и вузовских комплексах не допускается размещение учебных корпусов в одну вытянутую линию. Наиболее рационально размещение специализированных лабораторий в параллельно или периметрально стоящих корпусах. Максимально допустимое расстояние между учебными корпусами одного факультета не должно превышать 700 м. Для ВУЗов, размещаемых в 1-м строительно-климатическом районе, предусматриваются отапливаемые переходы между отдельными учебными зданиями.

1.5. При наличии магистральных дорог вблизи учебных зданий последние должны располагаться не менее чем в 50 м от границы проезжей части. Земельный участок высшего учебного заведения ограждается и не должен пересекаться транспортными магистралями.


2. Гигиенические требования к объемно-планировочным решениям ВУЗов


2.1. Здания ВУЗов следует проектировать с учетом их функционального назначения, объединяя в планировочные группы:

- общеинститутские помещения - ректорат, административно-хозяйственные подразделения, мастерские, столовые, корпуса общеинститутских кафедр, общеинститутский аудиторный блок, технический центр института, центральная библиотека, блок актового зала и клуба, медицинский центр;

- факультетские помещения - корпуса специализированных кафедр факультета, факультетский аудиторный блок, деканат;

- корпуса научно-исследовательских подразделений (могут примыкать или объединяться с учебными зданиями соответствующих факультетов);

- спортивные сооружения;

- корпуса производственных, складских, хозяйственных и вспомогательных помещений;

- жилые здания для студентов и сотрудников.

Перечисленные структурные элементы необходимо размещать на территории ВУЗа в соответствующих функциональных зонах.

2.2. По характеру учебно-технологического процесса, состоянию учебно-производственной среды, влиянию ее на функциональное состояние организма студентов и виду их деятельности учебные помещения ВУЗов распределяются на 5 групп:

I группа. Помещения общего назначения - лекционные и групповые аудитории, читальные залы библиотек;

II группа. Специализированные учебные помещения - лаборатории физические, радиотехнические, с вычислительной техникой, с техническими средствами обучения, лингафонные кабинеты, лаборатории с точными измерительными приборами и с электро- и радиоаппаратурой, залы курсового и дипломного проектирования;

III группа. Учебные лаборатории-практикумы (с выделением производственных вредностей - стеклодувные, сварочные, химические, со средним и тяжелым машинным оборудованием);

IV группа. Лаборатории-практикумы со специальным технологическим оборудованием - технология пищевых продуктов, химическая технология; обработка сырья, металлов, сплавов, пластмасс; ядерные установки и т.п.;

V группа. Спортивные помещения.

2.3. Поточные лекционные аудитории следует размещать в специализированных аудиторных блоках. В малых и средних ВУЗах допустимо размещение поточных аудиторий в торцевой части лабораторного блока (на нижних этажах) или в пристройке к нему. Изоляция лекционных аудиторий от лабораторий в этом случае достигается посредством холла или вестибюля.

2.4. Размеры площади учебных помещений I и II групп принимаются согласно таблице 1.


Таблица 1


----T----------------------------------------------T----------------------¬

¦ N ¦           Наименование помещений             ¦Площадь на одно место ¦

¦п/п¦                                              ¦      (в кв. м)       ¦

+---+----------------------------------------------+----------------------+

¦   ¦    I группа - помещения общего назначения    ¦                      ¦

¦   ¦                                              ¦                      ¦

¦¦Аудитория на 50 - 75 мест                     ¦1,5                   ¦

¦¦-"-          100 мест                         ¦1,3                   ¦

¦¦-"-          150 мест                         ¦1,2                   ¦

¦¦-"-          200 мест                         ¦1,1                   ¦

¦¦-"-          300 мест                         ¦1,1                   ¦

¦¦-"-          400 мест                         ¦1,0                   ¦

¦¦-"-          500 мест                         ¦0,9                   ¦

¦¦Групповые аудитории на 25 мест                ¦2,2                   ¦

¦   ¦                                              ¦                      ¦

¦   ¦    II группа - специализированные учебные    ¦                      ¦

¦   ¦                  помещения                   ¦                      ¦

¦   ¦                                              ¦                      ¦

¦¦Полугрупповые аудитории на 12 мест, кабинеты с¦3,0                   ¦

¦   ¦вычислительной техникой, лингафонные кабинеты ¦                      ¦

¦¦Учебные кабинеты на 25 мест                   ¦2,2                   ¦

¦¦Аудитории с обратной связью на 50 - 100 мест  ¦1,8                   ¦

¦¦Чертежные залы, залы курсового и дипломного   ¦3,6                   ¦

¦   ¦проектирования                                ¦                      ¦

L---+----------------------------------------------+-----------------------


2.5. Для обеспечения оптимальных условий видимости на меловой доске минимально допустимый угол рассматривания (физиологически обоснованный) должен составлять 35°. Допускается его уменьшение до 30°, при этом площадь рабочей поверхности меловой доски для аудитории на 50 - 75 мест должна быть не менее 5 кв. м, для аудитории на 100 - 150 мест - не менее 7 кв. м, для аудитории на 200 и более мест - не менее 10 кв. м. Ширина меловой доски должна быть не менее 4 м в аудиториях до 100 мест и не менее 5 м в аудиториях вместимостью более 100 мест.

При контроле за эксплуатацией аудиторий следует исходить из физиологически обоснованного минимального "угла рассматривания" меловой доски в 35°. При величине угла рассматривания 35° веерообразное размещение рабочих мест (в аудиториях на 100 мест и более) допустимо в пределах рабочего сектора с углом не более 110°. При соблюдении такой величины угла рабочего сектора приемлемой конфигурацией лекционных аудиторий может быть прямоугольная, квадратная и трапецевидная.

2.6. Расстояние между оборудованием в аудиториях определяется условиями видимости объектов на меловой доске, а также органометрическими требованиями и принимается в соответствии с таблицей 2 (СНиП II-68-78; 3.23). Ширина коридоров в учебных зданиях и переходов между ними должна быть не менее 2,2 м.


Таблица 2


----T-----------------------------------------------------T---------------¬

¦ N ¦           Расстояние между оборудованием            ¦  Допустимые   ¦

¦п/п¦                                                     ¦ величины (см) ¦

+---+-----------------------------------------------------+---------------+

¦¦От меловой доски до демонстрационного стола          ¦100            ¦

¦¦От демонстрационного стола до пюпитров первого ряда в¦               ¦

¦   ¦аудиториях:                                          ¦               ¦

¦   ¦- до 100 мест включительно                           ¦110            ¦

¦   ¦- свыше 100 мест                                     ¦250            ¦

¦¦От меловой доски до стола преподавателя              ¦не менее 90    ¦

¦¦От меловой доски до первого ряда в аудиториях без    ¦не менее 200   ¦

¦   ¦демонстрационного стола                              ¦               ¦

¦¦От меловой доски до последнего ряда в аудиториях     ¦не более 2000  ¦

¦¦Между аудиторными столами (включая место для стульев)¦не менее 70    ¦

¦¦Между торцами столов в аудиториях до 50 мест         ¦не менее 60    ¦

¦¦От пола до нижней кромки меловой доски               ¦90             ¦

¦¦От пола до верхней кромки меловой доски в рабочем    ¦не более 230   ¦

¦   ¦положении                                            ¦               ¦

L---+-----------------------------------------------------+----------------


2.7. Применение технических средств обучения в ВУЗах требует учета технических возможностей проекционной аппаратуры и соблюдения гигиенических рекомендаций по оптимальному ее использованию в лекционных и групповых аудиториях разной вместимости и размеров (табл. 3). С целью сохранения оптимальных условий в аудиториях вместимостью более 200 мест проекционную аппаратуру рекомендуется размещать в смежном помещении - аппаратной. При использовании препараторских для проекции "на просвет" их площадь и глубина принимаются в зависимости от вида аппаратуры. Расстояние от экрана до спинки первого ряда сидений должна быть не менее 3 м, а до спинки последнего ряда - не более 20 м.


Таблица 3


УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКЦИОННОЙ АППАРАТУРЫ В УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ВУЗОВ


------------------T-----------T--------------T------------T---------------¬

¦Виды проекционной¦ Фокусное  ¦ Максимальное ¦  Размеры   ¦ Расстояние от ¦

¦   аппаратуры    ¦расстояние ¦ проекционное ¦ экрана (м) ¦экрана до 1-го ¦

¦                 ¦    (м)    ¦расстояние (м)¦            ¦   ряда (м)    ¦

+-----------------+-----------+--------------+------------+---------------+

¦1. Луч           ¦18         ¦4,50          ¦110 х 80    ¦1,65           ¦

¦2. Протон        ¦75         ¦4,60          ¦208 х 142   ¦3,12           ¦

¦3. Протон        ¦100        ¦6,15          ¦208 х 141   ¦3,12           ¦

¦4. Протон        ¦150        ¦9,20          ¦208 х 141   ¦3,12           ¦

¦5. Горизонт      ¦78         ¦4,80          ¦209 х 142   ¦3,13           ¦

¦6. ЛЭТИ (36 х 24)¦92         ¦6,83          ¦260 х 170   ¦3,90           ¦

¦7. ЛЭТИ (36 х 24)¦122        ¦9,06          ¦260 х 170   ¦3,90           ¦

¦8. ЛЭТИ (36 х 24)¦143        ¦10,00         ¦260 х 170   ¦3,90           ¦

¦9. Украина-4     ¦35         ¦8,75          ¦240 х 180   ¦3,60           ¦

¦10. Украина-4    ¦50         ¦12,50         ¦240 х 180   ¦3,60           ¦

¦11. Украина-4    ¦65         ¦16,25         ¦240 х 180   ¦3,60           ¦

¦12. КПТ-2        ¦110        ¦16,60         ¦320 х 230   ¦4,80           ¦

¦13. Черноморец   ¦35         ¦12,75         ¦350 х 261   ¦5,25           ¦

¦14. Черноморец   ¦50         ¦10,25         ¦350 х 261   ¦5,25           ¦

¦15. Черноморец   ¦65         ¦23,70         ¦350 х 261   ¦5,25           ¦

L-----------------+-----------+--------------+------------+----------------


2.8. При проектировании учебных лабораторий и практикумов со специальным учебно-технологическим оборудованием (III и IV группы) следует руководствоваться нормами СНиП для предприятий соответствующих отраслей промышленности и народного хозяйства. В указанных помещениях предусматривается защита от газовыделений, шума, вибрации, ионизирующих излучений, электромагнитных полей, избыточных низких или высоких температур и т.п. согласно установленным соответствующими документами нормативам.

2.9. Помещения научно-исследовательских подразделений проектируются в соответствии с инструкцией по проектированию зданий научно-исследовательских учреждений.

2.10. Закрытые спортивные помещения и сооружения для ВУЗов проектируются в соответствии с главой СНиП II-76-78 по проектированию спортивных сооружений. Размещение крытых спортивных сооружений над учебными помещениями не допускается.

2.11. Спортивные помещения ВУЗов должны размещаться в специальных корпусах. Размеры и количество спортивных залов принимаются согласно таблице 4. Для ВУЗов или группы ВУЗов с контингентом более 10 тыс. студентов допускается устройство легкоатлетических манежей и бассейна для плавания с ванной 50 х 25 м.


Таблица 4


---------------------------------T-----------T----------------------------¬

¦   Виды спортивных помещений    ¦Размеры (м)¦    Количество залов при    ¦

¦                                ¦           ¦ расчетном числе студентов  ¦

¦                                ¦           ¦        (тыс. чел.)         ¦

¦                                ¦           +----T----T---T----T----T----+

¦                                ¦           ¦до 2¦¦ 6 ¦¦ 10 ¦ 12 ¦

+--------------------------------+-----------+----+----+---+----+----+----+

¦Универсальный зал для спортивных¦36 х 18 х 8¦2   ¦2   ¦¦3   ¦4   ¦4   ¦

¦игр и гимнастики                ¦           ¦    ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦

¦Универсальный зал для спортивных¦42 х 24 х 8¦-   ¦1   ¦¦1   ¦1   ¦2   ¦

¦игр (с местами для зрителей)    ¦           ¦    ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦

¦Универсальный специализированный¦24 х 15 х 7¦-   ¦1   ¦¦3   ¦4   ¦4   ¦

¦зал для борьбы, фехтования,     ¦           ¦    ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦

¦бокса и др.                     ¦           ¦    ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦

¦Зал занятий специальных         ¦18 х 12 х 4¦-   ¦-   ¦¦2   ¦2   ¦3   ¦

¦подготовительных групп          ¦           ¦    ¦    ¦   ¦    ¦    ¦    ¦

L--------------------------------+-----------+----+----+---+----+----+-----


2.12. Количество открытых спортивных сооружений ВУЗов принимается согласно таблице 5. Открытые спортивные сооружения не должны размещаться со стороны окон учебных и библиотечных помещений. От окон остальных помещений ВУЗов спортивные площадки должны размещаться на расстоянии не менее 20 м. Допускается предусматривать лыжные базы с необходимым инвентарем на 20% студентов дневной формы обучения. Для ВУЗов, размещенных в IV строительно-климатическом районе, допускается устройство открытых бассейнов с подогревом воды.


Таблица 5


----------------------------------T------------------------------¬

¦   Виды спортивных сооружений    ¦Количество спортсооружений при¦

¦                                 ¦расчетном количестве студентов¦

¦                                 ¦        (тыс. человек)        ¦

¦                                 +-----T----T----T----T----T----+

¦                                 ¦до 2 ¦¦¦¦ 10 ¦ 12 ¦

+---------------------------------+-----+----+----+----+----+----+

¦Спортивное ядро с полем для      ¦1    ¦1   ¦1   ¦1   ¦1   ¦1   ¦

¦футбола и беговой дорожкой 400 м ¦     ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦

¦Площадка для волейбола           ¦3    ¦3   ¦4   ¦6   ¦7   ¦9   ¦

¦Площадка для баскетбола          ¦2    ¦2   ¦3   ¦4   ¦5   ¦6   ¦

¦Площадка для тенниса             ¦2    ¦2   ¦2   ¦4   ¦4   ¦4   ¦

L---------------------------------+-----+----+----+----+----+-----


2.13. Общая площадь служебных помещений ВУЗов (ректорат, учебная часть, деканаты, административно-хозяйственные помещения и др.) принимается в зависимости от численности контингента студентов:

    студентов не менее 1000 - по 1,0 кв. м на 1 студента

    -"-         1000 - 2000 - по 0,8          -"-

    -"-         2000 - 4000 - по 0,7          -"-

    -"-         4000 - 6000 - по 0,6          -"-

    -"-        6000 - 10000 - по 0,5          -"-

    -"-       10000 - 12000 - по 0,4          -"-

В составе каждой кафедры предусматривается: кабинет заведующего кафедры - 18 кв. м, методический кабинет - 54 кв. м, кабинеты для преподавателей из расчета по 4 кв. м на одного преподавателя.

2.14. Столовые и буфеты высших учебных заведений проектируются в соответствии с главой СНиП по проектированию предприятий общественного питания. Количество буфетов в зданиях общежитий принимается в соответствии с главой СНиП II-Л.1-71. "Жилые здания".

Столовые ВУЗов следует размещать в отдельных зданиях. Наибольшее расстояние от учебно-производственных помещений до столовых не должно превышать 500 м.

2.15. Общее количество посадочных мест в столовых ВУЗов должно составлять 20% расчетного контингента студентов. В том числе:

    в столовых для студентов и сотрудников - 13%

    в столовых для сотрудников             - 1%

    в диетических столовых                 - 2%

    в буфетах для студентов                - 3%

    в буфетах для сотрудников              - 1%

Количество посадочных мест в одном зале буфета должно быть не более 50.

2.16. Для студентов и сотрудников ВУЗов с контингентом 8000 студентов и более предусматривается поликлиника. В ВУЗах с контингентом до 8000 студентов должен быть медицинский пункт, состоящий из: кабинета заведующего медпунктом и дежурной медсестры, терапевтического кабинета с приемной и помещением для ожидающих, зубоврачебного кабинета, процедурной, физиотерапевтического кабинета. Площадь указанных помещений принимается по 18 кв. м. В ВУЗах с контингентом студентов более 4000 площадь терапевтического и физиотерапевтического кабинетов и процедурной увеличивается до 36 кв. м. Для туалета следует выделять помещение на 2 - 4 унитаза с умывальником.

В составе медпунктов консерваторий и музыкальных факультетов должен быть фониатрический кабинет площадью 54 кв. м. В учебных корпусах ВУЗов допускается размещение аптечного киоска.


3. Естественное и искусственное освещение учебных помещений ВУЗов


3.1. Учебные помещения ВУЗов должны иметь непосредственное естественное освещение, качественные и количественные показатели которого принимаются в соответствии с главой СНиП II-4-79 "Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования". Объемно-планировочные решения аудиторий и лабораторий ВУЗов и размещение в них учебно-технологического оборудования должны обеспечить боковое левостороннее естественное освещение рабочей поверхности. В поточных лекционных аудиториях на 200 и более мест необходимо предусматривать двустороннее расположение светопроемов.

3.2. Размещение залов курсового и дипломного проектирования, чертежных и рисовальных залов производится с учетом их ориентации на С, СВ, СЗ. Для остальных видов учебных помещений допускается свободная ориентация светопроемов. Солнцезащитные устройства рассчитываются в зависимости от климатического района и ориентации помещений.

3.3. Помещения, используемые в качестве рекреаций, обеспечиваются естественным освещением. При освещении коридора с одного торца длина коридора не должна превышать 24 м, а при освещении с обоих торцов - не более 60 м. Расстояние между "световыми карманами" и коридорах принимается не более 30 м.

3.4. Коэффициенты отражения ограждающих поверхностей и мебели в учебных помещениях принимаются не менее:

    стены - 0,6                           двери - 0,7

    потолок - 0,7                         оконные переплеты - 0,7

    полы - 0,25                           мебель и оборудование - 0,35

3.5. Физиологически обоснованный минимальный коэффициент естественной освещенности (КЕО) на рабочих местах в наиболее удаленной от окон точке в лекционных и групповых аудиториях составляет 2,5% для помещений. Указанная величина КЕО. может быть обеспечена только за счет верхнего света. При боковом освещении минимально допустимая величина КЕО составляет 1,5%.

3.6. Искусственное освещение в аудиториях, читальных залах и лабораториях ВУЗов должно обеспечивать на рабочих местах не менее 300 лк при использовании люминесцентных ламп (СНиП II-4-79). Оптимальный уровень освещенности на рабочих местах студентов составляет 600 лк. В кабинетах преподавателей искусственная освещенность от общего освещения должна быть не менее 200 лк с обязательным дополнительным местным освещением; в залах курсового и дипломного проектирования, а также в чертежных залах требуется 500 лк, в спортивных залах - 400 лк.


4. Воздушно-тепловой режим в помещениях разного назначения


4.1. Расчетные температуры воздуха (в отопительный сезон) в учебных помещениях разного назначения принимаются согласно СНиП II-68-78 (таблица 6).


Таблица 6


----T---------------------------------T-----------------------------------¬

¦ N ¦      Назначение помещений       ¦    Температура <*> воздуха, °С    ¦

¦п/п¦                                 +-----------T-----------T-----------+

¦   ¦                                 ¦Допустимые ¦Оптимальные¦ Расчетная ¦

¦   ¦                                 ¦  пределы  ¦ параметры ¦температура¦

¦   ¦                                 ¦ колебаний ¦           ¦           ¦

+---+---------------------------------+-----------+-----------+-----------+

¦ 1 ¦                2                ¦     3     ¦     4     ¦     5     ¦

+---+---------------------------------+-----------+-----------+-----------+

¦   ¦   I группа - помещения общего   ¦20 - 21    ¦20         ¦18         ¦

¦   ¦           назначения            ¦           ¦           ¦           ¦

¦   ¦                                 ¦           ¦           ¦           ¦

¦¦Поточные лекционные аудитории    ¦           ¦           ¦           ¦

¦¦Читальные залы библиотек         ¦           ¦           ¦           ¦

¦¦Учебные кабинеты на 25 мест      ¦           ¦           ¦           ¦

¦¦Чертежные и рисовальные залы     ¦           ¦           ¦           ¦

¦¦Залы курсового и дипломного      ¦           ¦           ¦           ¦

¦   ¦проектирования на 50 мест        ¦           ¦           ¦           ¦

¦   ¦                                 ¦           ¦           ¦           ¦

¦   ¦ II группа - специализированные  ¦19 - 21    ¦20         ¦20         ¦

¦   ¦          лаборатории            ¦           ¦           ¦           ¦

¦   ¦                                 ¦           ¦           ¦           ¦

¦¦Физические                       ¦           ¦           ¦           ¦

¦¦Радиотехнические                 ¦           ¦           ¦           ¦

¦¦С точной измерительной           ¦           ¦           ¦           ¦

¦   ¦аппаратурой                      ¦           ¦           ¦           ¦

¦¦С электро- и радиоаппаратурой    ¦           ¦           ¦           ¦

¦¦Кабинеты с вычислительной        ¦           ¦           ¦           ¦

¦   ¦техникой                         ¦           ¦           ¦           ¦

¦¦Кабинеты с техническими          ¦           ¦           ¦           ¦

¦   ¦средствами обучения              ¦           ¦           ¦           ¦

¦¦Лингафонные кабинеты             ¦           ¦           ¦           ¦

¦   ¦                                 ¦           ¦           ¦           ¦

¦   ¦     III группа - лаборатории    ¦17 - 18    ¦17         ¦16         ¦

¦   ¦  с выделением производственных  ¦           ¦           ¦           ¦

¦   ¦           вредностей            ¦           ¦           ¦           ¦

¦   ¦                                 ¦           ¦           ¦           ¦

¦¦Химические                       ¦           ¦           ¦           ¦

¦¦Стеклодувные                     ¦           ¦           ¦           ¦

¦¦Сварочные                        ¦           ¦           ¦           ¦

¦¦Практикумы с машинным            ¦           ¦           ¦           ¦

¦   ¦оборудованием                    ¦           ¦           ¦           ¦

¦   ¦                                 ¦                                   ¦

¦   ¦     IV группа - лаборатории     ¦                                   ¦

¦   ¦ со специальным технологическим  ¦                                   ¦

¦   ¦         оборудованием           ¦                                   ¦

¦   ¦                                 ¦                                   ¦

¦¦Технология пищевых продуктов     ¦Принимается в соответствии с       ¦

¦¦Химическая технология            ¦технологическим заданием и нормами ¦

¦¦Обработка сырья, металлов,       ¦СНиП для предприятий соответствую- ¦

¦   ¦сплавов                          ¦щих отраслей промышленности и      ¦

¦¦Ядерные установки и пр.          ¦отраслей народного хозяйства       ¦

¦   ¦                                 ¦                                   ¦

¦   ¦ V группа - спортивные помещения ¦12 - 14    ¦14         ¦14         ¦

¦   ¦                                 ¦           ¦           ¦           ¦

¦   ¦Служебные помещения:             ¦20 - 22    ¦20         ¦18         ¦

¦   ¦  общественные организации,      ¦           ¦           ¦           ¦

¦   ¦  вспомогательные помещения,     ¦           ¦           ¦           ¦

¦   ¦  книгохранилища, фотолаборатории¦           ¦           ¦           ¦

¦   ¦Гардероб, вестибюли, рекреации   ¦16 - 18    ¦16         ¦16         ¦

L---+---------------------------------+-----------+-----------+------------


--------------------------------

<*> При относительной влажности воздуха 30 - 60% и скорости движения воздуха до 0,15 м/сек.


4.2. Кратность воздухообмена на одно рабочее место в учебных помещениях I и II групп предусматривается не менее 30 куб. м воздуха. В лабораториях и практикумах с выделением производственных вредностей предусматривается подача не менее 90% от общего расчетного объема приточного воздуха, остальное количество воздуха подается в коридоры. При наличии в лабораториях вытяжных шкафов вытяжка осуществляется через них.

4.3. Скорость движения воздуха в рабочих проемах вытяжных шкафов принимается в зависимости от ПДК выделяемых химических веществ:

    1,0 - 1,5 м/сек. при ПДК менее 0,1 мг/куб.

    0,6 - 1,0 м/сек. при ПДК от 0,1 до 10 мг/куб. м

          0,5 м/сек. при ПДК более 10 мг/куб. м.

4.4. В моечных помещениях и лабораториях без вытяжных шкафов обеспечивается приток свежего воздуха в объеме 4 куб. м/час, вытяжка 6 куб. м/час на человека. В вестибюлях и рекреациях предусматривается приток воздуха по 2 куб. м/час на человека. Вытяжка из служебных помещений должна составлять 1 куб. м/час на человека. В остальных помещениях кратность воздухообмена принимается по расчету в соответствии с технологическим заданием.

4.5. Вытяжные и приточные вентиляционные системы в специализированных лабораториях, практикумах и поточных аудиториях должны иметь пульт дистанционного управления контроля за их работой.

4.6. Оконные переплеты во всех видах учебных помещений должны иметь открывающиеся створки, фрамуги и форточки в верхней зоне окна.

4.7. У входных дверей высших учебных заведений рекомендуется проектировать воздушно-тепловые завесы в соответствии с главой СНиП II-33-75 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха".


5. Санитарное содержание территории и помещений ВУЗов


5.1. Территория ВУЗа должна использоваться студентами и сотрудниками в качестве дополнительных рекреаций во время перерывов между занятиями и для проведения спортивных игр на площадках спортивной зоны. Во все сезоны года необходимо организовывать очистку территории ВУЗа. В летний период проводятся мероприятия по уходу за зелеными насаждениями, дорожками, площадками. Зимой дорожки и площадки очищаются от снега.

5.2. Полы, мебель, подоконники, оборудование в помещениях ВУЗов подлежат влажной уборке 3 - 4 раза в неделю. Санузлы периодически дезинфицируются 10% раствором хлорной извести.

5.3. Спортивные помещения проветриваются после каждого занятия. Инвентарь и мебель подвергаются влажной уборке. Занятия в спортивных помещениях допускаются только в спортивных костюмах и спортивной обуви.

5.4. Административно-хозяйственная часть обеспечивает регулярный контроль за осветительной аппаратурой и приборами по обеспечению воздушно-теплового режима. Очистка светильников осуществляется не реже одного раза в 3 месяца.

5.5. Администрация и общественные организации ВУЗа обязаны содействовать соблюдению оптимальных условий во всех помещениях. При этом необходимо руководствоваться Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов" (19 июля 1979 г.) и Приказом N 438 (5 мая 1978 г.) Министерства высшего и среднего специального образования СССР "О мерах по дальнейшему улучшению охраны здоровья студентов и учащихся высших и средних специальных учебных заведений".

5.6. Санитарный надзор за условиями обучения, труда, быта и отдыха студентов возлагается на персонал медпунктов ВУЗов и местные санитарно-эпидемиологические станции.

Рекомендуем канадские дома: канадские дома сборные

Скачать:

Скачать: Методические указания по гигиеническому контролю за проектированием, строительством и эксплуатацией высших учебных заведений
Скачать: Методические указания по гигиеническому контролю за проектированием, строительством и эксплуатацией высших учебных заведений
Рекомендуем элитные канадские дома: канадские деревянные дома
Наверх
Конфигуратор деревянных домов
Каталог проектов