Утверждены
Приказом Госстроя России
от 15 августа 2000 г. N 182
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ РАСЧЕТОМ, УЧЕТОМ И ПРИЕМОМ ПЛАТЕЖЕЙ ОТ НАСЕЛЕНИЯ ЗА ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Настоящие Рекомендации предназначены для определения нормативной численности работников, занятых расчетом, учетом и приемом платежей от населения за жилищно - коммунальные услуги. Рекомендации позволяют рассчитать нормативные затраты на оплату труда, установить оптимальную структуру, произвести рациональную расстановку кадров.
Рекомендации разработаны Центром нормирования и информационных систем в ЖКХ (ЦНИС), выполняющим функции Федерального центра ценовой и тарифной политики в жилищно - коммунальном хозяйстве Российской Федерации при участии Управления городского хозяйства, г. Дзержинский Московской области; МУП "Информационно - аналитический центр", г. Тамбов; МУП "МРИВЦ", г. Мурманск; Городской центр коммунальных платежей, г. Волжский; Центр жилищных расчетов и субсидий, г. Сосногорск; ЦНП МУ "Служба заказчика", г. Выборг; МУ "Расчетно - кассовый центр по ЖКУ", г. Кострома.
Рекомендации по определению численности работников, занятых расчетом, учетом и приемом платежей от населения за жилищно - коммунальные услуги, утверждены Приказом Госстроя России от 15 августа 2000 г. N 182.
1. Общая часть
1.1. Настоящие Рекомендации предназначены для определения нормативной численности работников, занятых работами по расчету, учету и приему платежей от населения за жилищно - коммунальные услуги (далее - ЖКУ).
1.2. Рекомендации позволяют рассчитать нормативные затраты на оплату труда, установить оптимальную структуру, произвести рациональную расстановку кадров.
1.3. В сборник включены нормативы численности, нормы времени и нормы обслуживания (далее - "нормы труда") на работы по расчету, учету и приему платежей от населения за жилищно - коммунальные услуги.
1.4. Нормы труда носят рекомендательный характер и могут являться основой для разработки и утверждения органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления региональных нормативно - методических материалов.
1.5. Понятие "нормативы численности" означает оптимальную численность работников конкретного профессионально - квалификационного состава, необходимую для выполнения объема работ в определенных организационно - технических условиях.
Понятие "норма времени" - величину затрат рабочего времени, устанавливаемую для выполнения единицы объема работы работником соответствующей квалификации в определенных организационно - технических условиях.
Понятие "норма обслуживания" - количество документов, которые работник соответствующей квалификации обязан обработать в течение единицы рабочего времени в определенных организационно - технических условиях.
1.6. В основу разработки сборника положены: действующие нормативно - правовые акты, фотохронометражные наблюдения, результаты анализа организационно - технических условий выполнения работ.
1.7. Нормативами предусмотрена списочная численность работников.
1.8. Нормы времени установлены в человеко - часах на единицу объема работ для исполнителей, численный и квалификационный состав которых приведен в параграфах нормативной части сборника, при обеспечении необходимыми средствами автоматизации, материалами и приспособлениями.
1.9. Нормы обслуживания установлены на работы, выполняемые одним исполнителем в течение рабочей смены при продолжительности рабочей смены 8 часов и соблюдении других законодательных норм охраны труда при наиболее полном и рациональном использовании рабочего времени.
1.10. Нормативная численность работников, занятых работами по расчету, учету и приему платежей за ЖКУ, установлена с учетом применения программно - технических средств.
1.11. Нормы труда по вводу информации установлены на работы, выполняемые вручную без использования программно - технических средств.
1.12. Нормами труда учтены затраты времени на подготовительно - заключительные работы, обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности.
1.13. Нормы труда, приведенные в нормативной части сборника, установлены для наиболее распространенных организационно - технических условий выполнения работ по учету, расчету и приему платежей от населения за ЖКУ.
1.14. Наименования должностей руководителей, специалистов и служащих, а также профессий рабочих устанавливаются в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР). При внесении изменений в ОКПДТР наименования должностей (профессий рабочих) должны соответственно изменяться.
1.15. Администрация предприятия (руководитель структурного подразделения) распределяет работающих по выполняемым функциям, исходя из производственной необходимости с обеспечением их рациональной загрузки. Одновременно в каждом отдельном случае решается вопрос о выполнении работниками дополнительных функций с учетом экономической целесообразности и обеспечения качества работ.
1.16. На работы не предусмотренные сборником, а также при внедрении на местах иной организации труда, чем это предусмотрено сборником, рекомендуется разрабатывать местные нормы труда.
1.17. Пример расчета численности работников, занятых на работах по расчету, учету и приему платежей за ЖКУ, приведен в Приложении 1.
2. Организация труда
2.1. Расчет и учет платежей за ЖКУ осуществляется в соответствии с действующими нормативно - правовыми документами.
2.2. Расчет и учет платежей от населения за ЖКУ на основе договорных отношений может осуществляться как предприятиями (далее - РКЦ), так и специализированными структурными подразделениями в рамках существующих систем управления жилищно - коммунальным хозяйством, в том числе в составе служб заказчика (далее - специализированными подразделениями).
2.3. Прием платежей от населения может выполняться как РКЦ (специализированными подразделениями), так и банками, учреждениями связи и т.д. на основе договоров в соответствии с действующим законодательством.
2.4. Все работы, связанные с расчетом и учетом платежей от населения за ЖКУ, выполняются с использованием программно - технических средств (программное обеспечение, компьютеры, принтеры, средства коммуникаций и т.д.), позволяющих сократить время и затраты на проведение указанных операций.
2.5. Применение программного обеспечения позволяет формировать, обрабатывать и анализировать информацию по платежам населения непосредственно на рабочих местах.
2.6. Программное обеспечение для автоматизации расчетов платежей населения за ЖКУ позволяет вести учет по финансово - лицевым счетам, видам и поставщикам услуг, учитывать предоставляемые льготы и субсидии, формировать отчетные документы, оформлять счета - квитанции и т.д.
2.7. Применяемое программное обеспечение должно быть интегрировано в информационно - вычислительные системы населенного пункта с целью получения и передачи необходимой информации.
3. Нормативная часть
3.1. Общее руководство
Примерный состав работ. Руководство всеми видами деятельности предприятия в соответствии с действующим законодательством. Организация и ведение бухгалтерского учета в соответствии с едиными методологическими основами бухгалтерского учета и отчетности на территории РФ для организаций, являющихся юридическими лицами. Планирование финансово - хозяйственной деятельности. Организация труда и заработной платы работников предприятия. Обеспечение кадрами требуемой квалификации и специальности, организация учебно - методической работы по необходимым видам и формам подготовки и повышению квалификации работников предприятия. Заключение, перезаключение, расторжение, юридическое оформление договоров, контроль за выполнением договорных обязательств. Подготовка материалов для передачи их в арбитраж, следственные и судебные органы, учет и хранение копий, находящихся в производстве и законченных исполнением судебных и арбитражных дел. Обеспечение предприятия всеми необходимыми для его деятельности материальными ресурсами, прием, хранение и отпуск товарно - материальных ценностей; контроль за их использованием. Осуществление контроля за состоянием охраны труда на предприятии. Организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний по охране труда у работников предприятия. Документальное оформление управленческих решений, действий, связей; организация документооборота; упорядочение и хранение документации; контроль своевременного исполнения приказов, поручений и распоряжений; техническое обслуживание работы руководителя предприятия. Хозяйственное обслуживание зданий и помещений в соответствии с правилами производственной санитарии и пожарной безопасности.
Примерный перечень должностей: руководитель и заместитель руководителя, главный бухгалтер, главный инженер, заведующий складом, заведующий хозяйством, начальник отдела, агент, бухгалтер, инспектор по кадрам, инженер, машинистка, секретарь - машинистка, секретарь руководителя, экономист, экспедитор, юрисконсульт.
Количество |
До |
50001 - |
100001 - |
150001 - |
200001 - |
Нормативная |
4 - 6 |
6 - 8 |
8 - 10 |
10 - 12 |
12 - 15 |
Примечания. 1. Нормативная численность по указанной функции определяется только для РКЦ, имеющих статус юридического лица.
2. Нормативная численность по указанной функции для структурных подразделений, не имеющих статуса юридического лица, определяется в соответствии с нижеприведенной таблицей.
Количество финансово - |
До 150000 |
150001 - 300000 |
Нормативная численность, |
3 - 4 |
4 - 5 |
3.2. Расчет платежей за жилищно - коммунальные услуги
Примерный состав работ. Определение размера платежей за ЖКУ с учетом права на льготы и предоставленных субсидий. Оформление счетов - квитанций на оплату ЖКУ. Проведение перерасчетов платежей за ЖКУ: при изменении тарифов, при временном отсутствии потребителя, при отклонении показателей качества ЖКУ от нормативного уровня, при введении дополнительных льгот или их отмене, при изменении размера субсидий и др. Формирование отчетных данных по итогам месяца и обновление баз данных для следующего расчетного периода. Подготовка и печать необходимой выходной документации.
Примерный перечень должностей: бухгалтер, экономист, инженер, оператор электронно - вычислительных и вычислительных машин.
Количество |
До |
50001 - |
100001 - |
150001 - |
200001 - |
Нормативная |
2 - 3 |
3 - 5 |
5 - 7 |
7 - 9 |
9 - 13 |
3.3. Прием платежей от населения за жилищно - коммунальные услуги
Примерный состав работ. Получение у ответственных лиц для работы ключей от кассового узла, ключей от контрольно - кассовой машины (далее - ККМ) и денежного ящика, разменной монеты и купюр в количестве, необходимом для расчетов с населением, принадлежностей для работы и обслуживания ККМ. Проверка исправности ККМ, включение ККМ, заправка чековой (контрольной) ленты, установка даты, печать пробных чеков. Осуществление операции ввода сумм платежей в соответствии с руководством по эксплуатации на используемый тип ККМ. Определение общей суммы услуг по показанию индикатора ККМ или с помощью калькулятора и сообщение ее плательщику. Получение от плательщиков денег за оказанные услуги. Оформление подкладного платежного документа. Выдача сдачи плательщику. В случае ошибки - составление необходимых документов. При возникновении неисправности ККМ - выключение машины, вызов ответственных лиц. Оформление бухгалтерских документов по участку работы.
Состав исполнителей: кассир.
Норма времени на 100 платежных документов - 2,00 чел.-час.
Примечание. Данные нормы не учитывают работы по инкассации денежных средств и доставке платежных документов в пункт обработки.
3.4. Учет платежей за жилищно - коммунальные услуги
3.4.1. Ввод информации
Примерный состав работ. Осуществление операций по приему, регистрации, сортировке и обработке первичных документов, необходимых для осуществления расчетных операций за оказанные ЖКУ. Подготовка к машинной обработке информации, контроль за правильностью заполнения и наличия всех необходимых данных в документах. Ввод полученной информации в базу данных.
Состав исполнителей: оператор электронно - вычислительных и вычислительных машин.
Норма времени на 100 платежных |
Норма обслуживания расчетных |
0,72 |
1100 |
3.4.2. Учет платежей по финансово - лицевым счетам
Примерный состав работ. Осуществление оперативного учета оплаты за ЖКУ. Проведение последующего контроля за оплатой с применением штрафных санкций. Выдача справок, восстановление утерянных счетов - квитанций и др. Составление периодической отчетности по соответствующим формам в установленные сроки. Проведение анализа и составление аналитических данных.
Примерный перечень должностей: бухгалтер, экономист, инженер.
Количество |
До |
50001 - |
100001 - |
150001 - |
200001 - |
Нормативная |
4 - 6 |
6 - 11 |
11 - 16 |
16 - 20 |
20 - 29 |
3.4.3. Учет расчетов с поставщиками жилищно - коммунальных услуг
Примерный состав работ. Осуществление работ по поиску, сортировке и выборке данных, необходимых для расчетных операций за выполненные работы и оказанные услуги. Формирование периодической отчетности по соответствующим формам в установленные сроки. Проведение анализа и предоставление аналитических данных.
Примерный перечень должностей: экономист, бухгалтер, инженер.
Количество |
До 10 |
11 - 20 |
21 - 40 |
41 - 60 |
Более 60 |
Нормативная |
1 |
1 - 2 |
2 - 3 |
3 - 4 |
4 - 5 |
3.5. Информационное и методическое обеспечение
Примерный состав работ. Ведение информационной базы данных по финансово - лицевым счетам нанимателей и собственников жилья в жилищном фонде. Осуществление сервисного обслуживания персональных электронно - вычислительных машин. Сопровождение программных средств.
Примерный перечень должностей: руководитель подразделения, инженер, оператор электронно - вычислительных и вычислительных машин.
Количество |
До |
50001 - |
100001 - |
150001 - |
200001 - |
Нормативная |
2 |
2 - 4 |
4 - 6 |
6 - 9 |
9 - 12 |
Примечания. 1. Данными нормативами не предусмотрена численность работников, занятых разработкой локальных программ и сервисным обслуживанием персональных электронно - вычислительных машин.
2. Численность работников, занятых сервисным обслуживанием персональных электронно - вычислительных машин, устанавливается из расчета 1 человек на 40 ПЭВМ.
Приложение 1
ПРИМЕР РАСЧЕТА НОРМАТИВНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ
Исходные данные:
1. Работы по расчету и учету платежей за ЖКУ выполняет РКЦ, являющийся юридическим лицом.
2. Количество финансово - лицевых счетов (ФЛС) - 130000 шт.
3. Население оплачивает ЖКУ по двум платежным документам ежемесячно.
4. Количество обработанных платежных документов (в месяц) - 260000 шт.
5. Количество договоров, заключенных с поставщиками ЖКУ, - 15 шт.
6. Прием платежей от населения производится подразделениями Сбербанка.
7. Количество ПЭВМ - 42 шт.
Расчет:
1. Общее руководство
Количество ФЛС |
Нормативная численность, чел. |
130000 |
9 |
2. Расчет платежей за ЖКУ
Количество ФЛС |
Нормативная численность, чел. |
130000 |
6 |
3. Прием платежей от населения за ЖКУ
По данной функции нормативная численность не рассчитывается, т.к. прием платежей от населения за ЖКУ осуществляется подразделениями Сбербанка.
4. Учет платежей
4.1. Ввод информации:
((260000 / 100) x 0,72 x 12) : 1995 = 11 (чел.)
4.2. Учет платежей по ФЛС:
Количество ФЛС |
Нормативная численность, чел. |
130000 |
14 |
4.3. Учет расчетов с поставщиками ЖКУ:
Количество договоров с |
Нормативная численность, чел. |
15 |
2 |
5. Информационное и методическое обеспечение
Количество ФЛС |
Нормативная численность, чел. |
130000 |
5 |
Сервисное обслуживание персональных электронно - вычислительных машин - 1 чел.
Итого: нормативная численность работников РКЦ, занятых расчетом и учетом платежей от населения за жилищно - коммунальные услуги:
9 + 6 + 11 + 14 + 2 + 5 + 1 = 48 человек.
Рекомендации по определению численности работников, занятых расчетом, учетом и приемом платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги
Рекомендации по определению численности работников, занятых расчетом, учетом и приемом платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги